Ссылки для упрощенного доступа

Памятник Папе как живой человек Кароль Войтыла


Иоанн Павел II. Нью-Йорк, 6 октября 2005 г
Иоанн Павел II. Нью-Йорк, 6 октября 2005 г
В атриуме Всероссийской библиотеки иностранной литературы в Москве 14 октября появился памятник Папе Римскому Иоанну Павлу II. Это первое скульптурное изображение папы – в миру Кароля Войтылы – в России. Памятники Иоанну Павлу II, одному из самых популярных религиозных деятелей современности, уже установлены в нескольких городах – в частности, в Риме, в Кракове, а под Краковом есть даже памятник Папе, выполненный из соли.

Генеральный директор Библиотеки иностранной литературы Екатерина Гениева считает: памятник Папе Римскому в общем ряду скульптур великим деятелям прошлого и настоящего вполне уместен:

– Деятельность в отделе иностранной литературы – не только сугубо библиотечная. У нас есть отдел религиозной литературы, который на протяжении более 20 лет своего существования ведет программу по межрелигиозному диалогу. Поэтому мы вполне совпадаем с тем, чем занимался Кароль Войтыла. Мы издаем произведения Иоанна Павла Второго вот уже на протяжении последних 15 лет. Мы издавали сборник "Любовь и дружба" Кароля Войтылы. Сейчас мы издали сборник, который называется "Постижение любви". Это эссеистика, поэзия Иоанна Павла Второго. Поэтому для нас это – вполне естественная деятельность.

Это самый гуманитарный, самый филологический Папа за историю всего папства
Почему памятник Папе Римскому находится на территории костела Святого Людовика в Москве? Потому что это самый гуманитарный, самый филологический Папа за историю всего папства. Поэтому мы его с радостью разместили среди тех, которые были его собеседниками при жизни, которые теперь будут его собеседниками на воздушных путях, – сказала Екатерина Гениева.

Памятник Папе Римскому установлен при финансовой поддержке польского негосударственного фонда "Семпер Полония". Автор идеи и проекта – общественный деятель, кинорежиссер Григорий Амнуэль. Создатели – украинский скульптор Александр Васякин, а также его московские коллеги Илья и Никита Фёклины. Григорий Амнуэль объясняет, чем был обусловлен такой выбор:

– Для меня было крайне важно, чтобы скульптор, который начал искать образ, был ровесником Папы и человеком, в какой-то степени прошедшим то же через те испытания, через которые прошел Кароль Войтыла. Александр Васякин прошел войну, прошел блокаду Ленинграда. Он заслуженный художник Украины, живет в Кривом Роге. Еще для меня было принципиально, чтобы это был человек Украины, потому что Украина исторически находится между Польшей и Россией. Это некий мост. На Украине опять же Иоанн Павел был, чего ему, к сожалению, не позволили в России.

Подбор скульпторов, который был в Москве, он шел двумя способами. Я сразу для себя отмел, что никто из любимых властью монументалистов типа Церетели, Бурганова и т. д., не подходит. Любая скульптура, которую делают они, сопровождается слишком большим пиаром. Данный памятник можно было сделать только в тиши. Это первое.

Было крайне важно, чтобы скульптор, который начал искать образ, был ровесником Папы и человеком, в какой-то степени прошедшим то же через те испытания, через которые прошел Кароль Войтыла
Второе. Мне важно было передать скульпторам те ощущения, которые сохранились у меня от личной встречи с Иоанном Павлом Вторым. Для этого скульптор должен быть достаточно открыт для продюсерской работы. На постаменте было написано, что я являюсь автором идеи и продюсером его создания. Продюсерство подразумевает передачу своего замысла. Для этого идеально подходили молодые и талантливые ребята, которые смогли действительно передать все то, о чем мы говорили. Потому что мы встречались как минимум раз в неделю.

Кшиштоф Пендерецкий, человек, близко знавший и часто встречавшийся с Павлом, сказал: "Такого памятника нет нигде. Здесь он как живой". Изначально была задумка показать Иоанна Павла Второго до страшной трагедии ранения – в полной силе и в полном здоровье, а не так, как это показано на очень многих памятниках, где он изображен уже в последний период его жизни. Мы старались передать момент, когда Кароль Войтыла стал Иоанном Павлом Вторым. Он улыбается на памятнике. Он живой. Он очень доступный – очень заинтересованный, очень свободный, очень любящий человек.

Это бронза – и это нетипично для России. Вместе со скульпторами мы приняли решение, что это должна быть римская бронза, то есть зеленая бронза. Стоит он на цельном полированном камне с прожилками – не одноцветном, как не одноцветна жизнь любого человека. По высоте это 2 м 10 см. Задумка была в реальный рост, но пришлось считаться с условностями скульптуры, с тем, чтобы каждый человек мог пообщаться с ним, что называется, не задирая голову, – а как с живым человеком.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Анлреем Шарым"
XS
SM
MD
LG