Ссылки для упрощенного доступа

Страна вспомнила имена жертв репрессий


Акция "Возвращение имен" у Соловецкого камня
Акция "Возвращение имен" у Соловецкого камня
В центре Москвы 29 октября прошла акция "Возвращение имен" памяти жертв сталинских репрессий.

На акции поименно вспоминали людей, расстрелянных в Москве в годы сталинского террора. В 1937-1938 годах только в российской столице репрессиям было подвергнуто более 30 тысяч человек. Их имена, сменяя друг друга, с 10 часов утра до 10 часов вечера читали представители правозащитного общества "Мемориал", партии "Яблоко" и все желающие присоединиться к акции.



У Соловецкого камня горели свечи, люди приносили цветы, вдоль аллеи был выстроен декоративный серый забор с фотографиями и портретами москвичей, которые были репрессированы в годы Большого террора. В палатке активисты правозащитных организаций раздавали буклеты, книги и памятные листовки, рассказывающие о событиях 1930-х годов. Акция памяти проходила в присутствии полицейских, который обеспечивали порядок на самой площади и по ее периметру.

Люди, читающие списки, каждый 10-15 минут сменяли друг друга. Говорит московский пенсионер Павел Фалко:

– У меня как у сына репрессированного, была какая-то тяжесть на душе. Во-первых, я мучился тем, что до последних лет не знал, где находится прах отца. Ознакомился с его делом в 1994 году на Лубянке, выписки взял. А дальше его судьба не прослеживалась. И когда все-таки вышла книга "Расстрельные списки", для меня было хоть какое-то утешение – вот он, нашел следы! А когда появилась традиция собираться здесь, это как будто сняло с души камень, потому что хоть какой-то, очень малый, скромный сыновий долг я выполняю в этот день. Отца-то я и не видел – мне было 5-6 месяцев, когда его арестовали.

Физик и житель Москвы Александр Каратаев уже не первый год принимает участие в акции памяти:

– Во-первых, это нужно всем родственникам. Регулярно читают имена: "мой отец", "мой дед", "мой дядя", просто удивительно – целая вереница родственников. Для людей, у которых погибли, были расстреляны родственники, предки, это очень важно. Кроме того, мне кажется, это важно для всех нас, для всего общества, поскольку это память – не столько о репрессиях, сколько о людях. Ну что помнить о репрессиях? А вот некоторый знак, что все-таки человек – не песчинка, не исчезает, тем более вот так насильственно, неожиданно, а о нем помнят, – вот это, мне кажется, очень важно, – считает Александр Каратаев.

Организаторы на этот раз решили подойти к акции памяти творчески. Она проводится у Соловецкого камня в пятый раз. На площадке были расставлены осветительные приборы, камера, установленная на специальной тележке, плавно двигалась по рельсам, съемки не прерывались ни на минуту, шла трансляция в интернете. Вообще, пятачок напротив здания ФСБ напоминал съемочную площадку, где группа молодых активистов-киношников создала необычную для такого типа мероприятий атмосферу режима online. Рассказывает один из организаторов акции памяти, сотрудник московской правозащитной организации "Мемориал" Ирина Островская:

– Впервые у нас получилось организовать трансляцию. Все наше мероприятие с 10 утра до 10 вечера транслируется на нашем сайте, который мы организовали специально, сайт называется "29 октября". Нам странно было повторять из года в год одно и то же, и хотелось придумать чего-то новое, поэтому и решили устроить трансляцию. Потом вместе с "Архнадзором" мы пошли по тем домам близлежащих улиц, где жили арестованные, клеили на эти дома таблички. Содержание их таково: сколько людей было из этого дома сначала арестовано, а потом расстреляно. Это тоже мы делаем впервые. А в Политехническом музее прошла демонстрация документального фильма на эту тему.

Накануне мэр Москвы Сергей Собянин возложил цветы к Соловецкому камню на Лубянской площади. Это не преминули заметить представители правозащитных организаций. "То, что он принес цветы и поклонился, – это знаковое событие", – сказал глава "Мемориала" Арсений Рогинский про приезд мэра Москвы к Соловецкому камню.

В Москве 30 октября состоялся митинг в поддержку жертв современных политических репрессий. Он был организован правозащитным обществом "Мемориал", движением "За права человека", а также активистами и представителями Московской Хельсинкской группы. Собралось около 200 человек. Одним из первых выступил один из активистов и член политбюро оппозиционного движения "Солидарность" Сергей Давидис. Он рассказал всем присутствующим как он и его группа понимают "современный политзаключенный в России".

– Мы считаем жертвами политических репрессий, в первую очередь, преследуемых в уголовном порядке людей, в делах которых содержатся явные фальсификации, неадекватно тяжелое наказание или прямая фальсификация, явные нарушения процессуального или материального закона, с одной стороны, и явный политический мотив власти – с другой. Это отнюдь не только гражданские активисты. Это и ученые, которые являются просто узниками совести, то есть пострадавшие за распространение совершенно легальной информации, что не противоречит Конституции, обязательствам РФ по международным конвенциям. Эти люди оказываются в тюрьме по ложному обвинению в шпионаже. Это и журналисты, и предприниматели. Наиболее вопиющим случаем уже внутри этой группы людей, которые подвергаются уголовно-политическим репрессиям, конечно, являются гражданские активисты, которые подвергаются преследованиям непосредственно за свою гражданскую, общественную активность. И у государства есть достаточно способов это преследование осуществлять, зачастую это происходит просто напрямую. Эти люди являются узниками совести именно за их гражданскую и общественную активность, – подчеркнул Сергей Давидис.

Конечно же, на митинге упоминались конкретные фамилии. На одном из плакатов на черном фоне белой краской были написаны фамилии активистов "Другой России" Кирилла Унчука и Руслана Хубаева. Были портреты Михаила Ходорковского и нескольких членов команды экс-предпринимателя, которые сидят сейчас за решеткой. Был портрет Валентина Данилова – это ученый-физик, которому дали 13 лет колонии. Активисты собирали деньги в помощь политзаключенным, что делается уже не в первый раз. Эти небольшие суммы отправляются их родственникам, которым оказывают какую-то финансовую помощь тем, кто, по мнению правозащитников, находятся за решеткой по политическим убеждениям.

30 октября День памяти жертв политических репрессий отметили в Петербурге. В в городе прошло сразу несколько акций: митинг и возложение цветов у памятника жертвам политических репрессий на Троицкой площади, траурная церемония возложения венков и цветов и панихида на мемориальном кладбище "Левашовская пустошь" и траурная церемония возложения цветов на захоронении на Ржевском полигоне.

По традиции, все началось с утра у Соловецкого камня на Троицкой площади, куда пришло около 500 человек – в основном, дети репрессированных, члены общества "Мемориал" и других организаций. Среди выступавших на митинге был и бывший политзаключенный Вячеслав Долинин, который вспоминал, что в советские времена даже сам термин "политзаключенный" был запрещен, что он и его товарищи могли называть себя так только в обращениях в прокуратуру. Вячеслав Долинин заметил, что, оглядываясь назад, он понимает – путь России к демократии только в самом начале, но другого варианта пути не существует.

Во время митинга произошел неожиданный инцидент – группа молодых людей попыталась развернуть плакат в поддержку политзаключенных Белоруссии, но полиция тут же эту попытку пресекла.

После митинга несколько автобусов с его участниками отправились на Левашовскую пустошь и Ржевский полигон, где захоронены тысячи расстрелянных в годы террора. Там решено было впервые подхватить московскую традицию – дать возможность всем желающим подходить к микрофону и зачитывать имена из длинного списка погибших.
XS
SM
MD
LG