Ссылки для упрощенного доступа

Зачем судят Алеся Беляцкого


Суд над Алесем Беляцким
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:01:19 0:00
Скачать медиафайл

Суд в Минске отказался выпустить из-под стражи руководителя правозащитной организации "Весна" Алеся Беляцкого. Он был арестован три месяца назад по обвинению в уклонении от уплаты налогов.

2 ноября в суде Московского района Минска начался процесс над руководителем правозащитной организации "Весна" Алесем Беляцким. Известный белорусский правозащитник уже три месяца находится в Минском следственном изоляторе по обвинению в укрывательстве доходов, за что ему грозит до 7 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Суд не удовлетворил ходатайство Беляцкого об изменении меры пресечения, оставив его под стражей. Судья подчеркнул, что Алесь Беляцкий обвиняется в совершении тяжкого преступления, поэтому оснований для изменения меры пресечения нет.

Также суд лишь частично удовлетворил ходатайство Беляцкого о ведении процесса на белорусском языке – ему был предоставлен переводчик, который переводит только отдельные непонятные обвиняемому слова.

Сотрудники Департамента финансовых расследований Комитета госконтроля задержали Алеся Беляцкого 4 августа 2011 года, и уже на следующий день ему было предъявлено обвинение по статье Уголовного кодекса "Сокрытие доходов в особо крупном размере". Основанием для преследования правозащитника стала информация о его счетах в зарубежных банках, переданная белорусским властям Министерством юстиции Литвы и Генеральной прокуратурой Польши.

Коллеги Беляцкого в этой связи пояснили: поскольку власти Белоруссии категорически отказываются легализовать деятельность правозащитных организаций, использование личных счетов в банках соседних стран являлось единственной возможностью получать средства международных спонсоров на поддержку правозащитной деятельности. Ведь, как показывает практика, важно вовремя оказать не только правовую, но и финансовую поддержку политзаключенным и их семьям.

Яркий пример – акция протеста в день президентских выборов 19 декабря 2010 года, когда по личному распоряжению президента Александра Лукашенко (в чем он публично признался на пресс-конференции 20 декабря) были задержаны и приговорены к административным арестам "наиболее ярые возмутители спокойствия" – всего более 700 человек, включая семерых кандидатов в президенты. Полсотни демократических активистов впоследствии были приговорены к длительным срокам заключения за "участие в массовых беспорядках", бывшие претенденты на высший государственный пост Андрей Санников и Николай Статкевич находятся за решеткой до сих пор. Если бы не помощь "Весны", многие семьи, вынужденные месяцами оплачивать услуги адвокатов и судебные издержки, остались бы без средств к существованию.

И хотя высшее руководство Литвы и Польши по горячим следам публично извинилось перед Алесем Беляцким и его родными, и даже приостановило контакты с официальным Минском в рамках договоров о правовой помощи, на белорусские власти это никакого впечатления не произвело. Ходатайства адвокатов об освобождении Беляцкого хотя бы до начала суда неоднократно отклонялись, в итоге правозащитник был оставлен под стражей.

Насколько серьезно настроено правосудие в отношении Алеся Беляцкого? Нужен ли властям очередной узник совести? В интервью Радио Свобода рассуждает белорусский правозащитник Олег Волчек:

– Я, как и многие, не понимаю, для чего властям понадобился очередной грозный спектакль в виде суда над правозащитником, который якобы ушел от налогов. Ведь уже всем нормальным людям давно понятно, что общественное мнение все равно будет на стороне правозащитника. Ведь он открыто заявил: эти деньги шли на реабилитацию жертв режима и остальных граждан, а не ему лично – скажем, на строительство коттеджа или покупку "Мерседеса".

– Беляцкого обвиняют по серьезной статье с максимальным наказанием – до 7 лет лишения свободы с конфискацией имущества. По-вашему, власти готовы довести дело до самого сурового наказания?

– Думаю, что это будет уже слишком, если они на такое замахнутся. Мое предположение: им надо его обязательно осудить, но срок дадут не максимальный. Но осудить важно с точки зрения того же Лукашенко, который потом мог бы сказать: мол, видите, это суд привлек к уголовной ответственности, а не президент, а я могу помиловать. Как уже часто случалось, это может стать очередным шагом к тому, чтобы потом торговаться с Европой.

Освобождения Алеся Беляцкого требуют международные правозащитные структуры, руководство Евросоюза, США, ряда других стран. 1 ноября с заявлением о необходимости прекращения уголовного дела в отношении Беляцкого выступила правозащитная организация "Human Rights Watch":

"Белорусские правозащитники вынуждены действовать на грани закона, а правительство использует это как повод для преследования. Уголовное дело против Беляцкого — попытка окончательно перекрыть кислород правозащитной деятельности в стране".

Также в заявлении подчеркивается, что только за последнее время 7 белорусских адвокатов-правозащитников были лишены права заниматься практикой, а полтора десятка зарубежных правозащитников выдворены из страны.

И вот – свежие примеры. По распоряжению МИД Белоруссии аннулированы белорусские визы зарубежным правозащитникам, желавшим лично присутствовать на процессе Беляцкого. Так, отказано во въезде президенту Международной федерации прав человека Сухайр Белхассен. Посольство Белоруссии во Франции мотивировало решение "нежелательностью присутствия" госпожи Белхассен в Минске. По словам представителей центра "Весна", в визе отказано норвежским юристам Ане Бонде и Дайве Петкевичюте, представляющим Фонд Домов прав человека, представителю Норвежского Хельсинкского комитета Берит Линдерман, сотруднице бельгийской организации "Partnership for Human Rights" Марианне Роча и сотруднице шведской организации "Сivil Right Defenders" Мэри Менсон.

Между тем, накануне начала процесса представители правоохранительных органов Белоруссии заверили: суд над Алесем Беляцким будет проходить в открытом режиме.
XS
SM
MD
LG