Ссылки для упрощенного доступа

Русский марш и греческий вопрос


Так выглядел Русский марш в Москве четыре года назад
Так выглядел Русский марш в Москве четыре года назад
В российских блогах в преддверии Русского марша много говорили о национализме. Причем тезисные рассуждения принадлежали в основном людям, на этот марш идти не собиравшимся. Аргументы активных участников националистического движения были как раз национально-нейтральными. Вот стандартный набор причин для участия в Русском марше, который приводит в своем блоге пользовательница c неожиданным для русской националистки ником Inga von Kremer:

Я иду на Русский Марш, чтобы:
1. Почувствовать дух единения с соратниками
2. Отдохнуть от других социальных ролей и побыть ПРОСТО русской националисткой
3. Зарядиться энергией
4. Услышать в открытом доступе то, что многие в обычной жизни говорят шёпотом и с оглядкой
5. Встретиться с друзьями
6. Подышать свежим воздухом и размяться (ходьба и свежи воздух полезны для здоровья)
7. Поорать
8. Подружиться с новыми людьми
9. Не проспать революцию :)
10. Выразить гражданский протест


Этот список можно с легкостью применить хоть к гей-параду – достаточно подредактировать второй пункт. Тезис "Хватит кормить Кавказ" тоже определяет русских националистов лишь отрицательно. О возможной содержательной составляющей национального движения рассуждает на портале russ.ru его шеф-редактор Александр Морозов:

Люди ходят на какие-то "марши" и думают, что чем-то способствуют восстановлению России. Они не понимают, что сохранение русских как современной нации связано с возможностью или невозможностью культурного доминирования. Можно сколько угодно трясти знаменами, твердить "спасибо деду за победу" – и при этом плавно деградировать, дружным маршем двигаясь к выходу из мировой истории. На чем покоится "культурное доминирование"? С раннего немецкого романтизма и до сегодняшнего дня оно стоит на трех вещах: язык, ландшафт, институты. Вы не можете обеспечить культурного доминирования без создания ауры абсолютной значимости собственного языка. "Национальная элита" придает огромное значение "машине поддержания языка". Эта машина состоит из культивирования исторических фигур, экспериментировавших с языком, из обязательной поддержки древних форм родного языка, из системы интеграции других народов в твой язык и т.д. Легко заметить, путешествуя по миру, что привлекательность нации связана с особым отношением к организации ландшафта. Базовым понятием русской жизни является "ландшафтный разрыв". То есть, попросту говоря, непрерывные дыры. В этих дырах ветер гоняет полиэтиленовые пакеты, унесенные с мусорных свалок. Любой народ может обустроить тридцать метров вокруг очага собственной семьи. Но чтобы культурно доминировать, нужно создать национальную машину организации публичных пространств и ландшафтов. Поэтому кто здесь и сейчас является "русскими националистами"? Это слабый контур из разбросанных по бескрайней равнине филологов, поэтов, музейных работников, архитекторов, молодых городских планировщиков, новых городских активистов, думающих о том, как благоустроить "публичное пространство".

"Взвешенной" позицией сочувствующих русскому маршу можно считать реплику Тони Самсоновой в рамках дебатов о национализме, организованных порталом Slon.ru:

"Здоровый национализм" - это попытка перестать делать вид, что проблемы нет. Не обязательно вставать под плакат "Россия для русских", но перестать стесняться говорить о том, что людям разных культур сложно существовать в одном городе - обязательно.

Однако стоит спросить, в чем, собственно, сложность сосуществования с явлениями других культур – например, с американским футболом, как вопрос о сути национального движения вновь повисает в воздухе.

***
В британской блогосфере пытаются разобраться, что происходит в отношениях между Грецией и Евросоюзом. Новости последних дней опровергают одна другую – сначала сообщалось, что проблема греческого долга решена, потом греческий премьер Георгиос Папандреу заявил о необходимости провести общенациональный референдум, что поставило все достигнутые договоренности под вопрос. Вскоре поступили сведения о готовящемся вотуме недоверия Папандреу и, наконец, слухи об отказе от идеи референдума. Чем опасен всенародный референдум, рассуждает в своем блоге обозреватель “Би-би-си” Гэвин Хьюит:

Будущее в тумане. Наверное, в случае референдумом, греки проголосуют за то, чтобы остаться в зоне евро. Потому что ответ НЕТ будет воспринят европейскими лидерами как путь к банкротству и хаосу. Однако многие сочтут референдум поводом выразить недовольство режимом строгой экономии, поэтому результат его непредсказуем.

Блогер сайта Telegraph Дэниел Ноулз считает, что угрозы лидеров Франции и Германии исключить Грецию из Евросоюза – это блеф. Отгородиться от проблем Греции у них в любом случае не получится:

Если Греция покинет еврозону, ее ожидает девальвация порядка 80-90 процентов, подорожание импортных продуктов в пять-шесть раз, печатанье денег и в итоге – гиперинфляция. В такой ситуации греческому правительству придется брать на себя контроль над всей экономикой, однако последние события показали, что оно на это не способно. Поэтому в случае выхода из зоны евро Греция через двадцать минут станет недееспособным государством. Германия в нынешней ситуации ведет себя как швабская домохозяйка, которая беспокоится о своих припасах, когда во всей деревне пожар. А может, даже хуже: Франция и Германия подливают масла в огонь своими пустыми угрозами. Что бы ни случилось, они не могут позволить Греции обанкротиться.

Другой блогер Telegraph, Джэнет Дэйли, отмечает, что накал нынешних дебатов вокруг Греции начинает порождать опасную риторику:

Попытки заставить Грецию подчиниться и принять план Евросоюза становятся все более причудливыми. Вот только что лидеры Евросоюза, то есть Франция и Германия, а также Еврокомиссия с уверенностью говорили, что Греция никогда не покинет зону евро. Теперь же грозятся выкинуть ее и из еврозоны, и из Европейского союза, по собственной инициативе, если Греция не примет все их условия. Даже не знаю, какая из этих двух позиций более пугающая. Первая – что Греция останется с единой валютой, что бы там ни решил народ или избранное им правительство – превращало независимое государство во что-то вроде советского сателлита, в государство, которым управляют насильственным образом. Новое предложение – выкинуть Грецию из Евросоюза – больше похоже на месть. Европейская мечта преобразуется в какой-то кошмар.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".
XS
SM
MD
LG