Ссылки для упрощенного доступа

Лу Дональдсон, не только автор позывных


Лу Дональдсон, саксофонист
Лу Дональдсон, саксофонист
Саксофонисту Лу Дональдсону исполнилось 85 лет. Очередная программа Радио Свобода "Время джаза" была посвящена ему.


Время джаза
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 1:00:00 0:00
Скачать медиафайл

Можно сказать, что сегодня позывные "Времени джаза" заполнят все наше звуковое пространство. Автор нашего générique'a, или позывных "Времени джаза", это альт-саксофонист Лу Дональдсон, который родился 1 ноября 1926 года в Бэйдине, Северная Каролина. Он выступал до прошлого года. В этом 2011-м я не нашел анонсов его концертов. Будем надеяться, что Дональдсон, которому исполнилось 85 лет, в добром здравии и здравом духе.

Почти все диски Лу Дональдсона записал Руди ван Гельдер. Многие из записей, включая и эту, он позже реставрировал, провел ремастеринг, приподняв запись до 24 битов.

Про Лу Дональдсона написано не так уж много. В отличие от многих джазменов, которые были заодно и шоуменами, Лу был крайне скромен и не одевался, как новогодняя елка (поздний Майлз Дейвис) или багдадский вор (Ролланд Кёрк), или же владыка гарема и трех дюжин шахерезад (Чарльз Мингус). Лу Дональдсон появлялся на сцене или в студии в мятой шляпе с застенчивой улыбкой и полузакрытыми глазами, словно свет софитов или ламп над пюпитрами его слепил. Когда он впервые в жизни (в Чикаго) увидел Чарли Паркера, он подумал, что это подзаборный бродяга. На "Птице" был заношенный мятый костюм, который мало чем отличался от его физии. Но и сам Лу Дональдсон, во всем свежем и чистом, никогда не был щеголем вроде Декстера Гордона или Дюка Эллингтона.

Вся семья Лу Дональдсона, родители, две сестры и брат, играли на фортепьяно. Отец Лу был проповедником и учителем музыки. Мать давала частные уроки игры на пианино. Лу был единственным музыкантом в семье, не игравшим на фортепьяно. Лу знал, что когда ученики матери делали ошибку, она несильно хлестала их по пальцам небольшой плеткой. Лу смеялся позже и говорил, что он не стал пианистом из-за этой плетки.

Семья жила в Бэйдине, но в школу Лу ездил в соседний, более крупный город, Гринсбороу. Он начал играть на кларнете в девять лет. В Бэйдине был большой алюминиевый завод, а в клубе завода играл джаз-оркестр белых музыкантов. Сегрегация в те времена была жёсткой. Но мать Лу, пользовалась популярностью, так как была известной преподавательницей музыки. Она отправилась однажды к бэндлидеру в клуб и тот дал ей для сына кларнет. Лу попробывал альт в 15 лет. К этому времени он уже учился в государственном технологическом и сельскохозяйственном университете Северной Каролины. И, кстати, был профессиональным игроком бейсбола.

Лу Дональдсон лишь два года проучился в университете Северной Каролины и был призван во флот. На призывном пункте, мечтавшие сачкануть ребята, уверяли, что они играли с Каунтом Бейси, Дюком Эллингтоном или Бенни Картером. Так что Лу и не заикнулся о том, что он играет на кларнете и альт-саксофоне. Он попал в школу радарного контроля. Он был первым афроамериканцем в этой школе ВМФ. Обычно во флоте черные ребята работали на камбузе или каптёрщиками. Он быстро освоил радарную технологию и влюбился в эту профессию. Но однажды он проходил мимо клубного зала и услышал писк кларнета. Он зашел послушать. Дирижер в расстегнутом кителе спросил Лу, умеет ли он играть. Ему дали кларнет, развернули ноты и Лу безукоризненно сыграл мелодию. Ему подсунули второй, стандарт, третий, простите за тавтологию: он играл, как по нотам. Дирижер подошел к нему с выпученными глазами и сказал: - Парень, ты лучший кларнетист, которого я когда либо слышал!

Так Лу Дональдсон попал в оркестр ВМФ Больших Озер, в котором он играл с будущими звездами, такими, как Уилли Смис, Кларк Терри, Эрни Уилкинс, Мэйджор Холли, Джимми Ноттингэм и Уендел Калли.

Именно во флоте Лу выдали и кларнет, и альт-саксофон. На освоение этого альт-саксофона у него ушла неделя.

Лу Дональдсон в ВМФ не задержался, через 11 месяцев война закончилась, и он был демобилизован летом 45 года. Именно в это время он впервые услышал Чарли Паркера и его подход к игре на альт-саксофоне изменился. Его первой пластинкой "Птицы" был диск на 78 оборотов. На одной стороне был The Jumpin’ Blues, на другой Sepian Stomp. Он заиграл пластинку до такой степени, что стала видна алюминиевая прокладка под шеллаком. Но сколько бы критики не старались припечатать Лу Дональдсона Чарли Паркером, как почтовым штемпелем раз и навсегда, из этого ничего не вышло. Дональдсон нашел и свой голос, и свой ритм. И он произнес преступную для раннего би-бопа фразу: "Нужно вернуть американцам танцплощадку…". Историки джаза знают, что Руди ван Гельдер записал в 53 году исторически первый сеанс хард-бопа, на котором лидировал – Лу Дональдсон.

Лу Дональдсон в пятидесятых и ранних шестидесятых играл с уже упомянутым Клиффордом Брауном, Теллониусом Монком, Джимми Смисом, Милтом Джексоном, Блю Митчелом, Хорасом Сильвером, с "Вестниками джаза" и со многими другими гигантами бопа, хард-бопа и соула. Его замечательно принимали в Европе, особенно в Стокгольме. Но растущее влияние музыкантов фри-джаза, переключение рецензентов на Орнетта Коулмена, Дона Черри, Эрика Долфи, Джона Колтрейна, Сесила Тейлора, Арчи Шепа, Альберта Эйлера, Сан Ра – выбило его из седла. Он умолк вплоть до восьмидесятых годов. Возрождение бопа вернуло его на сцену. С пятьдесят второго года и по двухтысячный Дональдсон записал, как лидер, 42 диска и тринадцать, как сайдмэн.

Наши позывные Blues Walk, сочиненные Лу Дональдсоном, являются так же названием одного из лучших его альбомов. Blues Walk вышел во все той же конюшне Blue Note (которой Лу остался верен) в 72 году.

Увы, пора прощаться с этим скромным и щедрым саксофонистом, которого даже нет в списках музыкантов бопа и хард-бопа на сайтах "Вики". Теплый звук его саксофона почти всегда был и остается удачной смесью блюза и фанка. Это чуть резкий, я бы сказал с бахромой, слегка вибрирующий звук. Его фразировка безупречна; он свингует отчетливо даже в самых медленных балладах. И он не тратит себя на завитушки, на орнаментацию ради орнамента. Как, впрочем, и в жизни.

С днем рождения, Лу.
XS
SM
MD
LG