Ссылки для упрощенного доступа

Новый цикл Владимира Абаринова и Александра Васильева


Екатерина Затуливетер
Екатерина Затуливетер
Ирина Лагунина: На этой неделе ФБР в ответ за запрос агентства «Ассошиэйтед пресс» рассекретило видеоматериалы – оперативные пленки слежения за группой российских шпионов, арестованных в июне прошлого года. Пленки показывают несколько моментов, которые можно было бы отнести к учебному пособию шпионов. Обмен одинаковыми сумками на пустой лестнице, например. Кстати, операция ФБР по поимке этой группы называлась «Истории призраков», а пленки были рассекречены на Хэллоуин, что вызвало особый восторг американской прессы. Сегодня мы открываем новую рубрику – «Шпионские страсти». Ее ведет Владимир Абаринов, его постоянный гость – журналист, писатель, историк разведки Александр Васильев. Сегодня в эфире – первый выпуск «Шпионских страстей» - «Роковая красавица».

Владимир Абаринов: Меняется политическая карта мира, исчезают и возникают государства, приходит и уходит мода, меняются вкусы и стиль жизни, но почему-то неизменным остается интерес публики к шпионажу. А главное - несмотря ни на какую перезагрузку, у этого жанра нет недостатка в свежем материале. Вот и сейчас на наших глазах разворачивается сразу несколько шпионских сюжетов. Начнем с Лондона, тем более, что Александр Васильев живет именно там.
В британской столице закончились слушания по делу Кати Затуливетер – гражданки России, которая обвиняется в шпионаже. Решение ожидается не раньше, чем через месяц. Ее, хочу подчеркнуть, не судят за шпионаж. Британские власти хотели ее тихо выслать из страны. Но Катя Затуливетер оспаривает это решение в апелляционной комиссии по иммиграционным вопросам. Обвинения в шпионаже она категорически отрицает. Александр, расскажите о деле Затуливетер и оцените представленные комиссии доказательства ее шпионской деятельности.

Александр Васильев: Вы знаете, проблема Кати Затуливетер в том, что предприимчивая российская девушка, которая хочет перебраться на Запад, и российская разведка действуют примерно одинаково. Предприимчивая девушка ищет солидного мужчину, который обеспечит ее деньгами, квартирой и какой-нибудь непыльной работой. Российская разведка тоже ищет солидного мужчину с той только разницей, что сама готова обеспечить его деньгами в обмен на ценную информацию. В деле Кати Затуливетер как не было твердых доказательств ее шпионской деятельности, так их и нет до сих пор. В апелляционной комиссии по миграционным вопросам выступают представители властей, сотрудники британских спецслужб. Они излагают факты биографии Затуливетер, которые вроде бы создают впечатление того, что она вела разведдеятельность в Британии. Адвокат Кати настаивает на том, что это всего лишь факты биографии обычной предприимчивой девушки из России.

Владимир Абаринов: Ну и какие же это факты?

Александр Васильев: А факты таковы. Катя Затуливетер, когда ей было 20 лет, в России познакомилась с членом британского парламента Майком Хэнкоком. Хэнкок прибыл в качестве члена британской делегации, Катя работала с этой делегацией в качестве переводчицы. В России Катя и Майк Хэнкок вступили в интимную связь. Спрашивается: и что? Что здесь необычного? С другой стороны можно повернуть и так, что Катя Затуливетер начала охоту за членом британского парламента еще в России. И тут вспоминается, допустим, скандал с морским пехотинцем США, который в 1980 годы охранял посольство США в Москве, был завербован молодой женщиной из КГБ и передавал ей секретные сведения. Затем он был арестован за шпионаж и получил очень длинный срок.
Идем дальше. Катя Затуливетер перебралась в Англию, она училась в университете в Брэдфорде. В 2006 году Майк Хэнкок дал ей работу в качестве своей помощницы в парламенте. Причем она прошла проверку в службе безопасности и работала у Хэнкока абсолютно легально. Позднее она поселилась на квартире у Хэнкока в Лондоне. Конечно, на такой позиции Катя Затуливетер представляла очень большой интерес для российской разведки, поскольку Хэнкок являлся, я напомню, членом парламентского комитета по обороны и через него могли проходить очень интересные документы, он мог запрашивать интересующую российскую разведку информацию. Сейчас, в частности, стоит вопрос о ядерном перевооружении Британии по замене ядерных ракет на подводных лодках. И все это очень интересно. Но доказательств того, что Катя передавала информацию российской разведке, нет.
Осенью 2009 года сотрудники британских спецслужб начали встречаться с Затуливетер, поскольку она вызвала их подозрение. В частности, были зафиксированы встречи Кати Затуливетер с двумя представителями российского посольства в Лондоне. Один из них, как утверждает британская сторона, был сотрудником российской разведки, его называют Борис, и позднее он был выслан из Лондона. Но опять же, он был легальным сотрудником российского посольства, в задачу посольства входит поддержание связей с представителями политического истеблишмента и уж, наверное, с членами комитета британского парламента по России. Опять-таки факт встречи с российским официальным представителем может быть истолкован и как шпионаж, и как обычная рабочая практика Кати Затуливетер.
В августе прошло года Катю арестовали в аэропорту на основании ордера Министерства внутренних дел. Ей не предъявлено официальное обвинение в шпионской деятельности, ее хотят депортировать за нарушение эмиграционного законодательства. Катя Затуливетер в этот момент приняла решение, которое является очень необычным для тех, кого обвиняют в шпионаже в пользу России – она подала в суд для того, чтобы обжаловать решение о ее депортации в апелляционном комитете.
Какие здесь есть версии? Обсуждаются две основные версии. Во-первых, то, что Катя Затуливетер с самого начала сотрудничала с российской разведкой. Причем, я хочу подчеркнуть, что речь не идет о том, что она являлась офицером российской разведки, то есть кадровым разведчиком. Скорее всего, если действительно было какое-то сотрудничество, скорее всего она входила в категорию так называемых привлеченных, то есть не будучи кадровой разведчицей, она выполняла какие-то поручения разведки. Если действительно она сотрудничала с российской разведкой с самого начала, то здесь у меня возникают два вопроса.
Первый вопрос: стоило ли портить политическую карьеру члену британского парламента, который занимал пророссийскую позицию еще до знакомства с Затуливетер? Таких политиков в Британии очень мало. Второй вопрос: нельзя ли было организовать передачу сведений от Затуливетер российской разведке с помощью безличной связи, например, через интернет? Личные встречи проводить в Европе. Вот эти два момента внушают мне подозрения в отношении того, что действительно Затуливетер как-то сотрудничала с российской разведкой.
Есть еще третья версия, которая заключается в том, что когда Катя приехала в Лондон, она еще не сотрудничала с российской разведкой, а разведка стала выходить на нее тогда, когда она стала работать в парламенте у Майка Хэнкока. И тогда это объясняет ее встречи с Борисом в Лондоне, потому что она не готовая еще шпионка, и этот Борис только обрабатывал.

Владимир Абаринов: Ну что ж, подождем решения комиссии. Независимо от того, будут ли сняты обвинения с Затуливетер, хочу обратить внимание на, так сказать, «смену пола» в шпионских историях. Конечно, без дам ослепительной наружности ни один шпионский сюжет не обходится, но все-таки главным действующим лицом всегда оставался мужчина. А теперь вот появился новый бренд. Главный шпион сменил пол. И не просто сменил. Кто был главным противником Джеймса Бонда в романе и фильме «Из России с любовью»? Полковник КГБ Роза Креббс - уродливая, мерзкая кровожадная лесбиянка, которую автор сравнивает с жабой. А русская красотка оставалась на той стороне, становилась невозвращенкой, изменяла родине с Джеймсом Бондом. А теперь против Индианы Джонса действует Ирина Спалько в исполнении Кейт Бланшетт, Анджелина Джоли играет в фильме «Солт». В годы Холодной войны невозможно было себе представить, чтобы такие суперзвезды играли русских шпионок!
Эту тенденцию поддерживает и пресса, это уже сформировавшийся общественный запрос: после Анны Чампан журналисты стали тосковать – кто же будет новой femme fatale, новой роковой красоткой? Наконец, нашли – Анну Ферманову, которую недавно приговорили в США к 4 месяцам лишения свободы за попытку контрабанды военных технологий. Характерно, что пресса и блогеры подбирают кандидатуру на уже существующую вакансию – красавица-шпионка из России. Это, я считаю, своеобразный признак потепления. Что скажете, Александр?

Александр Васильев: Владимир, вы, наверное, назовете меня консерватором, но я в этом шпионском гламуре ничего хорошего не вижу. В настоящем шпионаже никакого гламура нет – это глубоко аморальное занятие, которое наносит вред конкретным людям, очень часто тем, кто этим занимается. По поводу Анны Чампан, вы ее упомянули. Вот уже год продолжается продвижение ее бренда, из нее российские власти пытаются сделать образец для нынешней молодежи. Никакой супер-шпионкой Анна Чампан не была, я думаю, что она так же входила в категорию привлеченных. Но даже не в этом дело, я сейчас хочу сказать о другом. Шумиха вокруг нее – это был красивый ход, с помощью которого российские лидеры вышли из дурацкого положения, в которое они попали после массового ареста разведчиков в США. В случае с Анной Чампан Владимир Путин, а я уверен, что за всем этим стоит именно он, Владимир Путин проявил чекистскую смекалку и повел себя как хороший, предприимчивый начальник разведки или какого-нибудь управления. Он красиво вышел из этого кризиса. Но для лидера страны такой масштаб не подходит.
Кого он, собственно, предлагает российским девушкам в качестве ролевой модели? Вы подумайте, чем занималась Анна Чампан в Нью-Йорке или чем должна была заниматься – торговать собою в интересах родины? Это, по-моему, очень сомнительное занятие. А ведь Владимир Путин ходит в церковь, крестится там, и это показывают по российскому телевидению. Если наши Ани, Кати, Маши и Наташи хотят послужить родине, то лучшее, на мой взгляд, что они могут сделать – это выйти замуж, создать крепкую счастливую семью, нарожать детей и как следует воспитать их – вот, что нам сейчас надо. Нам не нужны Анны Чампан.
Что же касается западной масс-культуры, то такой интерес к рыжим российским шпионкам вполне понятен, потому что гораздо проще продать газету с заголовком "Поймана очередная русская шпионка", чем газету с заголовком "Катя Затуливетер – обычная российская девушка, и никакая она не шпионка". То есть люди на этом делают деньги.

Ирина Лагунина: Мы продолжим тему через две недели. Следующая серия будет называться «Роковой красавец».
XS
SM
MD
LG