Ссылки для упрощенного доступа

"Пристань" нашей любви


Василий Лановой читает стихи Пушкина в новом спектакле театра имени Вахтангова "Пристань".
Василий Лановой читает стихи Пушкина в новом спектакле театра имени Вахтангова "Пристань".
Вахтанговскому театру исполнилось 90 лет. Обычно по таким случаям устраивают праздничный вечер, в котором юбиляр принимает поздравления от своих коллег по цеху. Иногда сам театр готовит веселое представление-экскурс в историческое прошлое. Театр имени Вахтангова выбрал неожиданный путь: он пригласил трех режиссеров, чтобы они поставили спектакль, который займет постоянное место в репертуаре.

Для работы пригласили режиссеров Владимира Иванова, Алексея Кузнецова, Анатолия Дзиваева, но спектакль "написан" рукой художественного руководителя театра - Римаса Туминаса. Это его почерк и почерк его соавторов: художника Адомаса Яцовскиса и композитора Фаустаса Латенаса.

Действие составлено, по сути дела, одноактными спектаклями, в каждом из которых солируют нынешние "первые сюжеты", корифеи вахтанговской сцены. Вячеслав Шалевич играет брехтовского Галилея, Юлия Борисова и Евгений Карельских - героев пьесы Дюрренматта "Визит старой дамы", Владимир Этуш - Грегори Соломона в "Цене" Артура Миллера, Ирина Купченко и Евгений Князев - супружескую пару из "Филумены Мартураны" Эдуардо де Филиппо, Людмила Максакова - Бабуленьку из "Игрока" Достоевского, Василий Лановой читает стихи Пушкина, Юрий Яковлев играет Николая Алексеевича из "Темных аллей" Бунина, старейшина труппы - Галина Коновалова, недавно отпраздновавшая свое 95-летие, - "бывшую актрису императорского театра" из "Благосклонного участия" (тоже Бунина). По цеховым правилам, не положено выносить оценочные суждения до премьеры, нельзя даже аплодировать на генеральной репетиции. Однако, журналисты нарушили это правило, наградив Галину Коновалову овацией – и не за ее возраст, а за выдающуюся работу, которая позволяет уверенно сказать, что великие традиции вахтанговского театра живы по сей день.

На вопрос о роли в ее судьбе Римаса Туминаса и о работе над новым спектаклем, Галина Коновалова ответила так:

- В начале пути я была просто хорошенькой барышней, потом была крупным политическим деятелем в театре, до сих пор – завтруппой, а Туминас пришел и под старость сделал меня Актрисой. Когда он стал воплощать эту "Пристань", то предлагал мне сваху из "Женитьбы", Манефу из "На всякого мудреца довольно простоты"… Тогда я начала искать другой материал и напоролась на рассказ Бунина. Нет, не буду врать, я не "напоролась", мне его присоветовал Павел Любимцев. И, когда я прочла, мне он жутко понравился, честно скажу. Мы пошли репетировать, Туминас говорит: "Ну, давайте, давайте текст". А у меня же за плечами театральная школа, нас учили, что нужно "слушать улицу" – все по системе Станиславского, я же всему обучена. Я робко прошу: "Подождите, давайте разберемся. Скажите, пожалуйста, мы моей героине сочувствуем или мы над ней смеемся? Как мы к ней относимся? Надо же "нажить отношения". Он посмотрел на меня, как на барана – и сказал: "Знаете что, давайте репетировать, а вот эту всю муть вашу – оставьте". И все. Дело было сделано. И стало очень легко. Я репетировала, прямо скажу, с большим удовольствием, - говорит Галина Коновалова.

Мини-спектакли сыграны на стыке гротеска и лирики, и всем актерам дано пройти по "лестнице чувств": от смешного до трагического, от низменного до возвышенного.

Всего в спектакле занято 50 артистов разных поколений, при этом эпизодическими ролями не побрезговали народные артисты, а Мария Аронова и Владимир Вдовиченков вышли на сцену безмолвными статистами в масках комедии-дель-арте и спектакля Вахтангова " Принцесса Турандот". Этот, самый праздничный за всю историю российского театра, спектакль Евгений Вахтангов поставил, когда был смертельно болен.

В спектакле "Пристань" много скорби, в нем честно говорят о старости, о смерти, и – конечно - о театре. В финале звучит "Miserere" Латенаса, мольба о прощении и отпущении грехов, а над сценой распускается белый занавес-парус, и на нем - портреты великих вахтанговцев, в разные годы покинувших наш мир и свой театр: Евгения Вахтангова, Цецилии Мансуровой, Николая Гриценко, Владимира Осенева, Рубена Симонова, Михаила Ульянова и многих-многих других. Это фантастически эффектная и очень сильная эмоциональная кода. На вопрос, как она воспринимает финал, Галина Коновалова ответила:

- Я просто плачу. На разрыв аорты этот финал, и для зрителя, а уж для меня, для нас... Притом, еще такое чувство, что все это было вчера. И еще потом рождается такое чувство, что мы прощаемся с нашим театром. Наверное, это нехорошо, потому что театр еще будет существовать и все будет прекрасно, и эти молодые еще все успеют. Но что-то щемящее в этом есть, вот так мне кажется.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG