Ссылки для упрощенного доступа

Чум протеста


Франсуа-Мари Аруэ, отец вольтерьянства
Франсуа-Мари Аруэ, отец вольтерьянства
Российские блогеры пытаются понять, как мы дожили до золотого информационного века, когда новости по своей художественной силе превосходят шедевры мировой словесности. Начало восторгам положил Андрей Мальгин, обнаруживший в архиве официального сайта "Единой России" er.ru новость от 25 февраля текущего года – из эпохи ее принципиального противостояния с лидером "Справедливой России" Сергеем Мироновым:

Около 100 представителей малых народов Севера проведут в Москве акцию протеста против действий Сергея Миронова и партии "Справедливая Россия". Участники акции установят на Пушкинской площади чум протеста, раздадут прохожим и журналистам буклеты и листовки, рассказывающие об их требованиях. Перед собравшимися выступит генеральный секретарь Лиги малочисленных народов и этнических групп, член-корреспондент Российской академии естественных наук Евдокия Гаер. Затем шаман проведет обряд проклятия Миронова.

Поток перлов на этом не кончился. Пользователь Иван Давыдов изучил сайт министерства здравоохранения и соцразвития:

я утратил способность видеть варианты отношения к происходящему в стране. Все вытеснено вон идиотическим восторгом. Только цитировать, повторять и плакать слезами радости, - ничего более не остается.
Всем известно, что капля никотина убивает лошадь. Так кому как ни ей бороться с курением? Именно поэтому 17 ноября в Международный День отказа от курения Минздравсоцразвития России представляет нового супергероя - борца с курением Коня Долбака. Он принципиален и безжалостно борется с курением. Встретив курильщика на своем пути, Конь "вдалбливает" ему в голову, почему курить вредно и опасно.
Это так восхитительно, что этого просто не может быть. Но это не выдумка врагов госпожи Голиковой. Это официальный сайт министерства! Надеюсь, это все оплачено табачными магнатами. Иначе моя вера в реальность окружающего мира растоптана будет окончательно. Коррупция хотя бы рациональна, тут не поспоришь.

Неожиданной цитатой из классика ленинградской рок-поэзии заканчивает свои рассуждения на предвыборную тему пользователь papa-rimsky2003, в миру - Алексий Плужников, настоятель прихода Петра и Павла в Советском районе Волгограда:

Звонок в 9 утра: "вас приглашает глава района в 12 часов на встречу...". Я тут же заволновался: ну мало ли, настоятель двух приходов всё-таки, вдруг какие разборки, что-нибудь по земле, по участку... Отслужил молебен, полетел. Приняла нас вместо главы его заместитель по социалке. С места в карьер она нам намекнула, что вы же такие хорошие, такие психологи, такие влиятельные... хорошо бы прихожанам намекнуть, что голосовать надо за ЕДИНУЮ РОССИЮ. Я не удержался и сказал пару ласковых про вызов меня за три часа на встречу без объяснения причин... И про их администрацию, которая не может даже мусорку от моего храма отодвинуть. Сказал бы ещё жёстче, да я всё-таки приличный и тактичный и вообще дико законопослушный. "Несть власть, аще [не от Бога]". Эх, мама-анархия :)

***
В британской блогосфере тоже говорят о литературе – "подлинной", "интеллектуальной", "серьезной" - и ее неожиданной актуализации в нищающей повседневности. Злободневность прошлого блогеру сайта Guardian Николя Лезару открылась после знакомства с новым переводом "Карманного философского словаря" Вольтера:

Через три года исполнится 250 лет с момента публикации этой разжигающей ненависть книги. Надеюсь, юбилей отметят достойно: я не знаю другого политического сочинения, которое за столько времени не утратило бы своей злободневности – читать ее до сих пор весело. Правда, это опасное веселье, взять хотя бы статью об Аврааме: "На самом деле Бог проявил куда больше благосклонности к семени Измаила, чем к семени Иакова. Обе расы произвели в итоге жуликов, но арабские жулики имеют над еврейскими громадное превосходство". Здесь бессмысленно утешать себя тем, что это особый, великодушный антисемитизм – этот пассаж просто свидетельствует, что ничего святого для этой книги нет. Вольтеру было почти 70, когда он ее писал, и он чувствовал, что может дать себе волю, не заботясь о последствиях. Ватикан сразу включил книгу в список запрещенных сочинений, где она и оставалась, пока в 1966 году не отменили сам список, а в 1776, через два года после публикации, молодой пикардиец, некий шевалье де ла Бар из-за обладания книгой был обвинен в антирелигиозной деятельности, ему вырвали язык, обезглавили и сожгли, а книгу подкинули в костер – чтобы другим неповадно было.

Но другим – спустя 250 лет – все равно повадно. Философствование, для которого нет ничего святого, охватило в последнее время чуждую интеллектуализму Британию, удивляется блогер сайта Spectator Флёр Макдональд:

Англичане никогда не имели привычки болтаться без дела в черных водолазках, курить одну сигарету от одной и обсуждать смысл знаков препинания с точки зрения марксизма. Но не обернутся ли революцией нынешние тотальные сокращения расходов? Как говорят культурные комментаторы, лишения и сопряженная с ними фрустрация вполне могут стать источником творчества. Нехватка рабочих мест при обилии соискателей с докторскими степенями дает достаточное количество безработных студентов-гуманитариев, чтобы создать нечто вроде кембриджской "Гранты" образца 1889 года, причем недостатка в безработных выпускниках, готовых ее читать, тоже не будет. Нынешние журнальные инициативы далеки от студенческого шутовства. Сейчас все очень серьезно. Взять хотя бы "Белое ревю" - там публикуются "мыслители", а не просто авторы, и уже строгая белая обложка свидетельствует, что издатели сознательно не желают участвовать в "медиа-молотилке". Противостояние массовости здесь принимает форму возвращения к золотому веку engagé litterati и журнала La Revue Blanche (1889-1903).

Опубликованный в последнем выпуске "Белого ревю" манифест британского писателя и преподавателя философии Ларса Айера как раз пытается вернуть литературе вольтерьянскую злость:

Искусство, которое когда-то было в оппозиции, теперь поглощено культурным аппаратом, и сама серьезность его низведена до поколенческого китча. Никого больше не отвергают и не игнорируют, всех публикуют без особых усилий и лишних раздумий. Авторство испарилось, вместо него мы имеем легионы тружеников клавиатуры, усердствующих плечом к плечу с рекламщиками и программистами. Не надо быть щедрым и добрым. Надо издеваться над собой и своими занятиями. К искусству следует отнестись с безжалостностью каннибала. Нужно помнить: только когда все мертво, расклевано воронами, изгрызено шакалами, заплевано и забыто, можно вдруг обнаружить последнюю, нетронутую и неоскверненную кость, на которой все когда-то держалось.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы"
XS
SM
MD
LG