Ссылки для упрощенного доступа

Будда, православный святой


Когда я впервые услышала эту историю, то подумала, что такого быть не может. А потом - все больше и больше размышляя об этом, сопоставляя факты, проводя параллели – пришла к выводу, что эта мысль и не такая кощунственная: основатель старейшей мировой религии Будда Шакьямуни есть не кто иной, как православный святой Иоасаф, царевич индийский. По старому стилю именины этого святого приходились на 19 ноября, сейчас они отмечаются 2 декабря.

В христианской литературе известна «Легенда о старце Варлааме и святом царевиче Иоасафе», на основе которой Иоанн Дамаскин написал житие святого царевича индийского Иосафа. Это житие необыкновенно похоже на каноническое жизнеописание Будды. Оба героя – индийские принцы, оба прекрасны и одарены, при рождении им предсказали необычную судьбу, оба постоянно жили во дворце, но однажды решили выйти, увидели нищего, калеку – и так далее. Конечно, в текстах есть и расхождения. Так, Иоасаф узнает истину благодаря наставнику Варлааму, а Будда приходит к познанию истины сам, без посторонней помощи.

Даже сейчас, читая эти строки, вы будете искать в них подтверждение своему мнению. И каждый найдет то, что ищет. Кто ищет сходство – найдет сходство, кто ищет различия – найдет различия.

В середине XIX века вышла в свет книга востоковеда Теодора Бенфея «Панчатантра» – цикл басен о животных, написанный в IV веке на санскрите и получивший множество интерпретаций в литературных произведениях Востока и Запада. В предисловии Бенфея к «Панчатантре» не только убедительно доказывалось индийское происхождение большого числа западноевропейских сюжетов, но выяснялись конкретные пути (иранский и арабский), по которым индийские повести проникали на Запад. В 1860 году немецкий ученый Феликс Либрехт высказал предположение, что под именем Иоасафа в житие описывается Будда Гаутама, живший за полтысячелетия до нашей эры. Опираясь на концепцию Бенфея, Либрехт доказывал буддийское происхождение и всех притч повести о Варлааме и Иоасафе. То, что в легенде присутствует наставник Варлаам, отсутствующий в жизнеописании Будды, Либрехт объяснял тем, что основатель новой религии Будда в наставнике не нуждался, а царевич Иоасаф познал истину благодаря уже существующему учению, преподанному ему учителем.

Имя Иоасаф (или Иосаф) – тоже неслучайно. Это переделанное «Бодхисаттва» (Бодисатва) – буквально «существо с пробужденным сознанием», термин состоит из двух слов – «бодхи» и «саттва». Бодхисаттвой в буддизме называют человека (или существо), обладающего бодхичиттой, который принял решение стать буддой для блага всех существ. Побуждением к такому решению считают стремление спасти все живые существа от страданий и выйти из бесконечности перерождений – сансары.

Российский буддолог Владимир Топоров в своем предисловии к Дхаммападе (палийский канонический текст изречений Будды) отмечает, что «в качестве святого Будда проник в христианскую, манихейскую, зороастрийскую, мусульманскую религии. Ещё в конце XVI в. под именем святого Иоасафа он появляется в «Римском мартирологе». Православная церковь отмечает память Иоасафа, царевича индийского, вместе с памятью преподобного Варлаама. О них же, и прежде всего об Иоасафе Прекрасном, пели в России раскольники и странники...»

Кстати, церковь Иоасафа царевича индийского в Москве когда-то находилась в Измайлове.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG