Ссылки для упрощенного доступа

Стамбул, город на руинах чужой империи


В музее Топкапы – это бывший султанский дворец в Стамбуле – открылась выставка "Османская империя и византийское наследие". В экспозиции выставки более тысячи археологических экспонатов, обнаруженных в ходе строительных работ в крупнейшем городе Турции. Константинополь, столица тысячелетней Византийской империи, был взят армией султана Мехмета II в 1453 году и превращен в главный город Османской империи. Руины Византии и теперь остаются частью городского стамбульского пейзажа.

Историк Ильбер Ортайлы уже семь лет работает директором музея Топкапы. Ортайлы – автор нескольких книг по истории Османской империи, ведущий популярной телепередачи "Уроки истории", награжден российской Медалью Пушкина "за большой вклад в распространение, изучение русского языка и сближение культур разных народов". Профессор Ортайлы в интервью Радио Свобода рассказывает о том, как в Турции сохраняют византийские памятники:



СТАМБУЛ. КРЕСТ И ПОЛУМЕСЯЦ. ФОТОРЕПОРТАЖ ОЛЬГИ БАЖЕНОВОЙ

– Племена турок-сельджуков в одиннадцатом веке пришли в Анатолию, как варяги пришли в Россию. Однако у нас нет связи с этой культурой – мы говорим по-турецки, но наша фонетическая культура ближе к языку фарси, мы испытали заметное влияние иранской, персидской цивилизации. Когда турки взяли Константинополь, они встретились с византийской культурой, корни которой, в свою очередь, уходят в цивилизации древнего Рима. Сейчас мы используем слава с чужими корнями: говорим "килИт" – замок, "темЕль" – здание , "фЕнер" – фонарь, "рюзгАр" – ветер. В официальных учреждениях употребляется "эфЕнди" – господин, слово, оставшееся нам в наследство от римлян. Наша судебно-правовая система складывалась под воздействием византийского права – системы управления, которая обусловлена стремлением византийских правителей иметь сильную централизованную власть.

Византия была центром православной цивилизации. Для Русского государства взятие Византийской империи турками стало трагедией. Однако в Турции это – большой национальный праздник. Освобождение Стамбула отмечают ежегодно 29 мая. На грандиозном представлении в бухте Золотой рог артисты в исторических костюмах воссоздают картину взятия Константинополя.

– Кто переживает о том, что турки взяли Константинополь? – продолжает Ильбер Ортайлы. – В основном, Русская православная церковь, иногда подобные голоса раздаются в Европе. Конечно, для турок взятие Константинополя – это величайшее завоевание, как, например, для русских взятие Казани или победа над шведами в Северной войне. Европейские историки не любят говорить о том, что турки принесли на эту землю покой и процветание. Многие местные жители приветствовали турок, говорили, что "турецкий меч лучше христианского хлеба". Когда турки пришли сюда, империя была в упадке. Византия пережила нашествие варваров и крестоносцев. Константинополь из миллионного мегаполиса поздней античности превратился в горстку деревушек, с пастбищами для овец за полуразрушенными городскими стенами. На улицах города, утопающего в грязи, убивали и грабили, население голодало, враждовали сторонники западной и православной церквей. Это было время интриг, падения морали и нравов. Империя закончилась, ее конец был неизбежен.

– В Турции сохранились тысячи византийских православных храмов, многие из которых были превращены в мечети.

– Самый известный пример – музей Айя-Софья, собор Святой Софии неподалеку от дворцы Топкапы. Кроме этого, храм Святой Ирины, церковь Святых Сергия и Вакха, так называемая малая Святая София, храм-праобраз собора Святой Софии, а также десятки других церквей, каждой из которых около полутора тысяч лет и многие из которых действуют как музей! Стамбул стоит на руинах византийской цивилизации. Наши строители постоянно наталкиваются на следы прошлого. На подготовительной стадии строительства ветки стамбульского метро, соединяющей европейскую и азиатскую часть города, сделаны более тысячи археологических находок. В районе Аксарай строители наткнулись на остатки улиц, стен, площадей ранневизантийской эпохи, палубы восьми старинных кораблей. Все это было передано в археологический музей Стамбула.


СТАМБУЛ. БОСФОР. ФОТОРЕПОРТАЖ ОЛЬГИ БАЖЕНОВОЙ

– Вы говорили о Софийском соборе. Не так давно моя дочь, которая ходит в турецкую школу, пришла домой заплаканная. Она сказала, что поспорила с учителем. Преподаватель по истории религии заявил, что Софийский собор – это мечеть. Она утверждала, что храм Святой Софии – величайшая церковь христианского мира.

– Они оба не правы. Преподаватель должен был сказать, что Айя София –это музей. Мы должны благодарить создателя современной Турции Кемаля Ататюрка за то, что некогда самая большая церковь христианского мира сохранена и, будучи мечетью, превращена в музей. Так же турки поступили с другими церквями, которые превращены в музеи. Политики разного толка используют желание верующих приспособить этот музей для проведения богослужений. Не так давно греки из США хотели провести в Святой Софии православную литургию. Однако министр культуры заявил, что разрешение на литургию не будет дано, поскольку собор больше не служит религиозным целям, а служит всему человечеству. Никто не может попасть в музей Святой Софии без билета. Святая София получила статус музея, проведение богослужений в музеях запрещено.

– А что касается коренных жителей Византии, ромеев, которых турки называют "умами"? Некогда они составляли четверть населения Стамбула, теперь их потомков – не более двух тысяч человек.

– Потомков уроженцев византийской столицы осталось мало. По приказу султана Мехмеда II они были отправлены в разные города: в Эдирне, Бурсу, Измир, Синоп, Самсун и Трабзон. Кварталы с греческим населением появились в разных районах Стамбула и его пригородах. В начале семнадцатого века резиденцию греческого патриарха перенесли в стамбульский район Фанар. Там обосновались греки-фанариоты, хитрые предприимчивые дельцы. Они и теперь живут закрытой общиной, занимаются ремесленничеством, имеют свои лавки, продают керамику, кожу, домашнюю утварь, серебро. До сих пор в Стамбуле популярна обувь одной фирмы, которой около ста лет владеют греки, я сам ношу такие туфли уже несколько лет.

– В шестидесятые годы прошлого века много греков уехало из города, в те годы в Стамбуле были волнения и погромы.

– Я не хочу об этом говорить, это политика. Однако никто не вынашивает тайных планов реставрации Византийской империи. Те, кто остался в Стамбуле, теперь живут спокойно: ходят в церкви, имеют свои фонды, рестораны, кладбища, устраивают концерты греческой музыки. В районе Фанар – узкие старые улочки, где с трудом проезжает такси, в местных рыбных ресторанах играют сиртаки. В Стамбуле действует более десятка греческих церквей. Известные и богатые семейства фанариотов –Кантакузины, Палеологи, Кантемиры – отдают своих детей на воспитание в местную греческую школу Зографион, одну из крупнейших в городе.

Профессор Ортайлы прав: огромное здание греческого лицея из красного кирпича возвышается над кварталом Фанар. Это образовательное учреждение по старинке называют "Большая школа". Школа основана в XV веке и управляется патриархами греческой православной церкви. Преподавание ведется на турецком и греческом языках. Говорят, что в прошлом в школу принимали только мальчиков, сейчас такого ограничения нет, однако учеников мало, коридоры пустые, в каждом классе по семь человек. Тем не менее, СМИ говорят, что греческое население в Стамбуле растет. Спасаясь от экономического кризиса, многие греки приезжают в Стамбул в поисках работы. Это учителя, инженеры, мелкие предприниматели, которые останавливаются у родственников и друзей. Вместе с тем, греческий, ромейский Константинополь навсегда ушел в прошлое.

Этот и другие важные материалы программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG