Ссылки для упрощенного доступа

Политолог Валерия Касамара – о планах Дмитрия Медведева


Руководитель Администрации президента Российской Федерации Сергей Иванов (слева) и президент Дмитрий Медведев. Москва, декабрь 2011
Руководитель Администрации президента Российской Федерации Сергей Иванов (слева) и президент Дмитрий Медведев. Москва, декабрь 2011

Выдвинутую Дмитрием Медведевым в послании Федеральному Собранию программу политических реформ и перспективы ее выполнения обозреватель Радио Свобода обсудил с заведующей лабораторией политических исследований Высшей школы экономики политологом Валерией Касамарой.

- Послание Медведева действительно напоминает о начале 90-х годов, - говорит Валерия Касамара. - Но события в 90-е годы развивались по спирали, и мы пришли к тому, что имеем сейчас: ужесточение закона о партиях, проблемы с регистрацией кандидатов, повышение проходного барьера в Государственную думу и прочее. Сейчас мы фактически видим попытку отката назад. Но в выступлении Медведева я, прежде всего, увидела не планы на оставшиеся три месяца его президентства, а, по сути, политическую программу будущего председателя правительства Российской Федерации на ближайшие пять лет. В данном случае система начала пожирать саму себя, действительно оказалась в ситуации, когда она понимает, что ее продуктивность фактически приближается к нулю.

Безусловно, власть сильно ипугалась событий на Болотной площади. Система поняла, что она не сработала на самом главном отчетном мероприятии - на выборах в Государственную думу. Потому что ставка делалась именно на эти выборы. Теперь главы некоторых районных центров, городов, которые всегда давали самый высокий процент "Единой России" на выборах разного уровня, но в этот раз (единожды!) "прокололись", оказались либо уволенными, либо под следствием. То есть люди, которые в течение почти 10 лет верой и правдой служили партии "Единая Россия", вдруг оказались за бортом. У меня возникает ассоциация с партией большевиков, когда те, кто делал революцию, первыми оказались у стенки.

С одной стороны, произошло очень мощное обновление партии "Единая Россия", с другой - мы наблюдаем чудовищную клановость, которой раньше не было в такой степени. Мы видим внешние перемены в партии, условные репрессии, и в этой ситуации президент выступает с речью, в которой он говорит "я слышу всех инакомыслящих, ваше недовольство, я хочу создать условия для того, чтобы недовольные и активные граждане могли проявить себя и могли повлиять на изменение политической системы". Если бы мы не знали всей предыстории, это выступление вполне могло показаться бы либеральным, направленным на развитие. Но как президент собирается все это сделать?

- Получается, что тому же "партхозактиву", который сегодня сидел в Кремле, предлагается решать кардинально иные задачи по сравнению с теми, которые эти же самые люди решали на протяжении минувших 12 лет. Раньше строили вертикаль власти, теперь предлагается всесторонняя децентрализация политической жизни. По вашему, гибкости созданной Путиным и Медведевым политической системы хватит на то, чтобы она смогла так резко развернуться?

- Выстроенная система не способна на какую бы то ни было гибкость и на быстрые ответы новым вызовам. Поэтому вопрос "как" актуален в высшей степени. Кто будет все это делать? Существующая команда не приспособлена под такую гибкость, под эти видоизменения. Потому что система сама по себе настолько четко выстроена и настолько четко слушается одного-единственного человека, что она не способна слышать других. Кроме того, страх, который присутствует, фактически не дает спокойно мыслить и адекватно решать какие-то вопросы.

- Как вы считаете, это "программа" самого Дмитрия Медведева, будущего председателя правительства Российской Федерации, или имеется в виду, что ее поддержит Владимир Путин, будущий президент России?

- Я бы все-таки рассматривала это как документ тандема. После всех предыдущих политических шагов говорить о том, что здесь есть некая самостоятельная позиция, честно говоря, не приходиться. Риторика, которую мы слышали, была риторикой Дмитрия Анатольевича Медведева. Те меры, которые были проговорены - в любом случае это меры, которые обсуждались, и было принято некое консенсусное решение.

- "У нас все получится" - этими бодрыми словами президент Российской Федерации завершил свое выступление перед депутатами Федерального собрания, однако обращался он при этом к россиянам. Его услышат на проспекте Сахарова?

- Я не уверена, что московская улица поверит Медведеву, потому что в данном случае ни одно из требований улицы удовлетворено не было. Боюсь, что все эти заявления останутся на уровне деклараций.

- 22 декабря стало известно об очередных кадровых переменах в руководстве России. Главой администрации президента вместо ушедшего в Государственную думу Сергея Нарышкина назначен Сергей Иванов, бывший вице-премьер правительства, а в свое время еще и возможный кандидат на пост президента России. Не назначен на этот пост Владислав Сурков. Что за этими перестановками стоит, на ваш взгляд?

- Эта череда назначений говорит лишь о том, что Владимир Путин собирает команду "под себя" и делает свое дальнейшее президентство максимально комфортным. Нарышкин может сделать Думу максимально ручной, Иванов Путину тоже будет комфортен. Я теперь жду, какова будет судьба Игоря Сечина, какую позицию для него приберег Владимир Владимирович. Мне кажется, что это должно быть одним из следующих назначений.

- То есть вы думаете, что Сечина он заберет в администрацию президента, а Сурков отправится курировать идеологию куда-нибудь в правительство?

- Не могу сейчас понять всех этих рокировок, но, по крайней мере, я понимаю, что правительство становится максимально не то что безликим, но, скорее, техническим, несмотря на заявление Медведева о так называемом "широком правительстве", народном, которое было бы максимально открыто инновационным идеям и их реализации. Путин максимально усиливает администрацию президента, которая была бы "его" на 100 процентов. Он делает так, чтобы ему было комфортно общаться с Государственной думой. И, соответственно, создается правительство, которое бы не вставляло палки в колеса.

- Интересно, что все это происходит при живом молодом президенте.

- У нас много чего интересного происходит. Я, конечно, поражаюсь выдержке Дмитрия Анатольевича, потому что ощущать себя на 100 процентов хромой уткой и при этом заявлять о своих планах на будущее - для этого надо иметь все-таки определенное мужество.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"

XS
SM
MD
LG