Ссылки для упрощенного доступа

Спонтанность и Мы


Уходящий год - год уроков, преподанных египтянином, тунисцем, ливийцем... Но это также год невыученных уроков для нескольких диктаторов и тех, кто хотел бы вступить в их ряды. Это год, который показал, что влиять на ход истории можно не только путем широкой политической деятельности, но и простой работой с помощью средств, предложенных нынешней цифровой эрой, эрой Фейсбука, Твиттера, блогов.

Это год Госпожи Спонтанности, которая сводит на нет работу всевозможных стратегов. Их удел - принимать события как таковые, не готовить их, даже не прогнозировать. Еще никогда время и пространство не пребывали в таком сжатом состоянии, еще никогда сон правителей не был таким беспокойным.
Одни с этим смирились, пытаются подстроиться под изменчивый мир. Другие делают вид, что ничего не происходит. Третьи пытаются противостоять неизбежному.

В Киеве только что состоялся саммит Украина-ЕС. Он стал своего рода символом уходящего года. Внешнеполитический год Украины начался с визита европейского комиссара Штефана Фюле, который вполне доходчиво объяснил украинским руководителям, чем чревато их безалаберное отношение к демократическим ценностям. Второе полугодие прошло в атмосфере фактической изоляции Украины, когда под угрозой оказалось подписание Соглашения об ассоциации с ЕС. И не потому, что кто-то, стремящийся создать подобие Советского Союза, мешал этому событию.

Киевская дипломатия отрапортовала о саммите Украина-ЕС как о своем успехе. Но, боюсь, этот успех не стоит приписывать руководству страны. Оно, наоборот, сделало все возможное, чтобы оказаться на максимальной дистанции от ЕС. В Евросоюзе просто осознают, что политики - не вечны. Дух арабских преобразований витает над процессом принятия решений в Брюсселе. Видимо, потому в привычку западных чиновников входят не только встречи властями, но и с представителями гражданского общества.

Для Баррозу и ван Ромпея, посетивших Киев, оказалдись не столь важны встречи с президентом, сколько с общественными активистами в рамках Форума гражданского общества. В частных разговорах украинские дипломаты признаются: гости из Брюсселя даже отказались от обеда, чтобы не оттягивать встречу с лидерами неправительственных организаций (а задержка произошла из-за затянувшейся встречи с Виктором Януковичем). Эти же дипломаты говорят, что встречи еврочиновников с общественными деятелями - это новый тренд. Такого не было ни при Ющенко, ни при Кучме, ни, тем более, при Кравчуке.

Возможно, кто-то сочтет это преувеличением, но нынешний саммит состоялся, в первую очередь, благодаря украинским гражданам. Общественные организации Украины за несколько недель до встречи в верхах обратились к лидерам ЕС с просьбой не отказываться от проведения мероприятия. Может, это и наивно, но расчет основывался на том, что ассоциированные отношения с Брюсселем послужат своего рода рычагом влияния на украинское руководство. Существует, конечно, мнение, что на эту власть уже ничто и никак не повлияет: она, как громоздкий бульдозер, несется по встречной полосе, пока не натолкнется на транспортное средство более масштабное и современное.

Эра Фейсбука заставляет очнуться и украинских политиков. Министр иностранных дел Украины зарегистрировался в Твиттере, вдогонку за европейскими коллегами. Но только если для европейского дипломата личное присутствие в Интернет-мире - признак открытости, сближения с гражданами, то в случае с украинскими сотрудниками МИДа в это верится с трудом. Совсем не потому, что им приходится лукавить по долгу службы. Один украинский посол в личном разговоре, реагируя на вердикт в адрес Юлии Тимошенко, не скрывал нецензурных эмоций: "Это полный... евроинтеграции". Но на публике ему приходится выгораживать курс босса Януковича. Приятно, конечно, что в украинской дипломатии работают трезвомыслящие люди, но жаль, что реальное мнение дипломата не доходит не только до обычного украинца, но и до того же президента. А может, и доходит... Но тогда почему Украина оказалась в фактической изоляции?

Даже в худшие для украинской внешней политики времена Леонида Кучмы, когда с президентом демонстративно не хотели общаться западные лидеры, Украина не была в столь безысходном положении. Кучме все же удавалось как-то балансировать: он сумел ослабить американскую неприязнь, отправив украинских солдат в Ирак; сумел разрешить кризис с Россией из-за полуострова Тузла, заручившись поддержкой всех украинских политиков - и оппозиционных, и даже пророссийски настроенных. Янукович с каждым днем оказывается все дальше от западных лидеров; в России его давно не воспринимают как равного; внутри страны у него растет число «искренних неприятелей», которые не поддаются ни уговорам, ни устрашению.

Что готовит Украине год грядущий? Прогнозов много. Но сомнений в этих прогнозах еще больше. Госпожа спонтанность вряд ли оставит всех в покое в ближайшие годы... Многое теперь зависит от каждого из нас - от нашего желания и усилий изменить мир, неожиданно для них и навсегда для нас. От тех, кто готов выйти на Майдан, Тахрир, Уолл-Стрит или Болотную, чтобы отстоять свои права; от тех, кто преподнесет правителям новый сюрприз; от тех, кто заставит министров-премьеров-президентов вспомнить, кто является источником их власти.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG