Ссылки для упрощенного доступа

Чем запомнился россиянам 2011 год


Ирина Лагунина: Различные социологические службы подвели итоги 2011 года. Первые строчки в рейтингах событий года занимают трагедии и катастрофы, которых было немало: как в России, так и в мире. В десятку главных событий года, по данным Аналитического центра Юрия Левады, попали выборы в Государственную Думу, а вот последовавшие за ними массовые акции протеста в нее не вошли, их упоминают только 15% граждан, в то время как, по оценкам многих экспертов: социологов и политологов, - именно это и было самым важным в прошедшем году. Рассказывает Вероника Боде.

Вероника Боде: Чем запомнился россиянам 2011 год? Список событий, составленный Левада-центром, открывает крушение теплохода «Булгария», затем следуют гибель хоккейной команды «Локомотив», землетрясение и авария на атомной станции в Японии, теракт в Домодедово и выборы в Государственную Думу. Далее по списку: переход на постоянное летнее время, рождение 7-миллиардного жителя Земли, суд над Юлией Тимошенко, решение о принятии России в ВТО и пребывание в стране пояса Пресвятой Богородицы. Вот комментарий Натальи Зоркой, ведущего научного сотрудника Центра.

Наталья Зоркая: Как обычно бывает, и мы уже знаем по нашему опыту, если в минувшем году случались какие-то катастрофы, трагедии, связанные с человеческими жертвами, то, как правило, они занимают ведущие строчки. В этом году так и было. Что касается каких-то политических событий, то обычно выборы всегда попадают в десятку. Но что интересно, 15% опрошенных упомянули акцию протеста, направленную против фальсификации результатов на выборах в Государственную думу. Это высокий показатель. В список событий попало пребывание в России пояса Пресвятой Богородицы – это характерно для умонастроения наших православных, даже самими церковными представителями критикуемый ажиотаж вокруг этой святыни, он имел широкий отклик среди всего населения. В основном, конечно, поскольку нет реальной политики, к которой люди бы относились как-то включено, и общество деполитизировано, в основном это события, либо трагедии, либо катастрофы, либо что-то связанное с возможными изменениями в властных структурах и так далее. События, происходящие на Западе, вообще находятся на периферии интереса нашего общество.
Интересно, я хотела бы добавить, хотя съезд "Единой России" первый, где произошла рокировка и стало ясно, что Путин будет выдвигаться один на будущих президентских выборах. 7% опрошенных назвали это событием года. Но самый высокий показатель при этом в группе людей с самым высоким потребительским статусом, что как раз отчасти перекликается с протестными настроениями, потому что известно, что протестуют не столько бедные, сколько как раз благополучные, ставшие активными горожане и москвичи.

Вероника Боде: Отмечает социолог Наталья Зоркая. А вот что называет главным событием года политолог Ирина Бусыгина, профессор МГИМО и Высшей школы экономики.

Ирина Бусыгина: Я считаю, что главное событие года – это акции протеста. Я ничего подобного не ожидала. Откуда что берется и когда что начинает расти, оказывается, мы, политологи, ничего не знаем. Ожидания того, что народ так мобилизуется и настолько всех достанет фальсификация, откровенная ложь, не было оснований ни у кого ожидать. Что люди не просто побурчат у телевизора, что нас опять надули, а что они пойдут и сделают. Я бы поставила на первое место с далеким отрывом от остальных. Все время падает легитимность власти, не верит никто абсолютно ничему. Это процессы верхнего разрушения, когда институты просто гниют на корню. И это заметно уже всем. Причем у власти нет никакого ресурса, чтобы это недовольство куда-то канализировать, что-то с ним сделать. И народ на самом деле не боится, ему просто было лень помимо бурчания что-то изображать. А сейчас народ пошел. Вопрос, опять-таки, во что это выльется и как можно держать давление дальше. Ведь это же давление: раз собрались, два собрались и так далее. Но это должно принимать еще какие-то иные формы. Давление на власть нужно постоянно поддерживать.

Вероника Боде: Говорила политолог Ирина Бусыгина. В целом прошедший год был удачным, - об этом сообщают половина опрошенных Левада-центром. Как неудачный его оценивают почти вдвое меньше – 26% респондентов. Фонд «Общественное мнение» также просил россиян оценить 2011 год и назвать его главные события. Вот наблюдения Ларисы Паутовой, директора проекта «Терри».

Лариса Паутова: В этом году на первое место выходят выборы в Государственную думу. 23% россиян закономерно называют это главным событием года. Настораживает то, что помимо выборов в Государственную думу, называют все-таки трагические события – это крушение самолета под Ярославлем и крушение "Булгарии".

Вероника Боде: А акции протеста, последовавшие за выборами, вообще не назвали люди?

Лариса Паутова: Единицы называют протестные акции. То есть я думаю, что выборы – это некая категория, которая воплотила в себя и собственно выборы, и протесты, и все обсуждения, которые существуют и в интернете, и в разговорах россиян.

Вероника Боде: А чего ждут люди от нового 2012 года?

Лариса Паутова: 12% боятся и говорят, что этот год будет хуже. 29% уверены, что будущий год будет лучше, чем уходящий. Но в целом, если посмотреть на распределение ответов, могу предположить, что все-таки есть определенная тревожность и настороженность прежде всего раскладом политических сил. И пессимисты, и оптимисты говорят о каких-то изменениях политических. И здесь я присоединяюсь ко всем социологам, экспертам, лидерам мнений, которые говорят, что мы сейчас на пороге перемен. Мы ждем перемен. И перемены с одной стороны имеют какое-то светлое звучание в нашем сознании, с другой стороны они настораживают.

Вероника Боде: Что для вас лично стало самым главным событием года?

Лариса Паутова: Конечно, выборы. Изменилось сознание людей. Я неоднократно говорила, что россияне достаточно лояльны, что они оценивают позитивно и власть, и "Единую Россию". Удивлением и интересным событием в моей профессиональной жизни является тот факт, что люди все-таки передумали, люди перестали быть лояльными, люди стали задавать вопросы, они стали более критичными, они потребовали уважения к себе. Меня этот факт удивил, скажу честно. Мы это ожидали, думали: сколько можно терпеть? И вот сейчас они изменились, они вышли на акции протеста. Это колоссальный факт, которого социологи ждут годами.

Вероника Боде: Социолог Лариса Паутова, Фонд «Общественное мнение». Интересно, что и некоторые эксперты склонны называть главными событиями года трагедии и катастрофы. Говорит академик Николай Шмелев, доктор экономических наук, директор Института Европы.

Николай Шмелев: Если начать с того, что по нервам посильнее ударило, так я бы поставил, пожалуй, на первое место наши трагедии, их у нас 7 транспортных трагедий было. Я глубоко убежден, что эти трагедии – это расплата за то, что мы последние 20 лет половину своего промышленного потенциала уничтожили, а второй половине дали устареть настолько, что если так будет продолжаться лет 7-10 и она закончит свое существование. В национальном смысле мы нуждаемся во второй индустриализации не меньших масштабов, чем то, что у нас было в 20-30 годы и дальше.

Вероника Боде: Если говорить о событиях не только в России, но и в мире, что здесь для вас было главным?

Николай Шмелев: Неожиданное для всех арабское цунами, которое прокатилось по северной Африке и дальше. Бог его знает, куда его унесет дальше. С точки зрения моих профессиональных интересов Института Европы, я бы все-таки сказал, что самое важное была угроза в этом году вполне реальная, что Евросоюз развалится не по политическим мотивам, другая угроза – под влиянием этих экономических, валютно-финансовых факторов. И то, что теперь называют второй волной кризиса. Я бы, правда, так не стал говорить. Но эта проблема очень серьезная.

Вероника Боде: А как вы оцениваете те акции протеста против фальсификации выборов, которые прокатились по России?

Николай Шмелев: Масштабы фальсификации я, конечно, не знаю. То, что без нее не обошлось – в этом я уверен. Но это ли было на самом деле причиной? Народ просыпается, головку поднимает, надоело ему то отношение, его не спрашивают, а только навязывают какие-то сомнительные идеи, указания и так далее, или словами отделываются, как: чудовищная властно-олигархическая коррупция. Шума много по этому поводу наверху, а реально почти ничего не делается. Вот это все вместе народ разбудило и появились шансы, что к нему будут прислушиваться и даже какие-то политические изменения, уступки, которые проглядываются.

Вероника Боде: Это был академик Николай Шмелев. Какое событие вы считаете главным в уходящем году? – на вопрос Радио Свобода отвечают жители Ижевска.

- 10 декабря, Болотная. Я сама была там. Ощущения незабываемые. Сама атмосфера радости, спокойствия. Хотелось плакать от радости. Появилась большая надежда, что в стране будут перемены.

- Реформа МВД. Старались проводить аттестацию, максимально честных людей оставили, подходили объективно к каждому сотруднику.

- Наверное, митинги – Сахарова, Болотная, да и у нас неплохо получилось, несмотря на то, что не очень много населения вышло, но все равно вышло, а это главное.

- Небольшой инцидент: срыв митинга "Единой России", когда они после выборов 5 декабря решили сделать в благодарность своим избирателям митинг, а мы с товарищами случайно мимо проходили, у нас случайно оказались свистки и мы их освистали. Попали в милицию. Милиция у нас волшебная – протоколы задержания составляли час, они ждали какую-то женщину, которая умеет составлять. Выписали штраф на 500 рублей.

- Главное событие – замужество дочери, которое очень радует, потому что все по любви. Не как бывает у молодежи – по обстоятельствам. Год начался печально – с реформы высшего образования. Приводит к сокращению преподавателей, наша кафедра сократилась в 4 раза. Мои коллеги вынуждены работать, например, тренерами по фитнесу. Третье событие радостное – это Болотная площадь, которая была индикатором пробуждения гражданского общества. Люди, которые не интересуются политикой, и вдруг обнаружилось, что в стране очень много неравнодушных людей.

- Состоявшиеся выборы, вернее, то, что называется выборами и реакция общества на эти выборы.

- Конец Путина как консолидирующей фигуры общества или так называемого путинского большинства. Власть уже не может говорить, что она опирается на большинство. Они вычистили поле политическое, придумали правила игры и тут же продемонстрировали, что для них эти правила ничего не значат, что они готовы цинично нарушать. Самое хорошее в этом, что людей это возмутило, люди не хотели с этим мириться – в этом позитив. А негатив, наверное, в том, что, к сожалению, более-менее мирного выхода из этой ситуации нет, власть не готова к компромиссам реальным, ни к мирному уходу.

Вероника Боде: Голоса жителей Ижевска записала корреспондент РС Надежда Гладыш. Как мы видим, не только эксперты, но и многие рядовые граждане склонны считать массовые протесты самым важным событием 2011 года. Что касается списка людей года, то у Левада-Центра он не сильно отличается от того, что получали социологи в течение последних лет. На первом месте – Владимир Путин, на втором, с заметным отрывом, – Дмитрий Медведев. А вот четвертое место в списке на сей раз заняла совершенно новая фигура – Михаил Прохоров, что для социологов явилось некоторой неожиданностью. Ну, а от нового года людям хочется ждать хорошего: больше половины россиян надеются, что он будет лучше, чем минувший. При этом столько же, 56% граждан, ждут в 2012 году обострения политической обстановки в связи с президентскими выборами, а также массовых волнений и протестов.
XS
SM
MD
LG