Ссылки для упрощенного доступа

Обозреватель РС Султан-Хан Аккулы - о событиях в Казахстане


Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев возражает против судебного решения о том, что в городе Жанаозен, где в середине декабря были жестоко подавлены массовые беспорядки, не пройдут парламентские выборы – из-за введенного в нескольких районах Западного Казахстана чрезвычайного положения. Через четыре недели после этих событий власти республики по-прежнему уходят от ответов на ключевые вопросы о причинах разгона движения протеста работников нефтегазовых месторождений. Формальное расследование продолжается, произведены кадровые перестановки, однако, как отмечают эксперты, конфликтная ситуация в регионе не разрешена. О ситуации в Жанаозене рассказывает обозреватель Радио Азаттык - Казахской службы Радио Свобода:

- Напомню: забастовка нефтяников, недовольных формой оплаты и условиями труда и жизни, началась 17 мая прошлого года. Эта забастовка продолжалась 7 месяцев. Все оппозиционные силы, общественные и неправительственные организации предупреждали власти, что нужно решать эту проблему мирным путем, что эта забастовка может потом перейти в политическую плоскость, что забастовщики могут выдвинуть политические требования, что и произошло. 16 декабря на площади, где находились забастовщики, власти вдруг решили установить праздничные юрты, провести праздничные концерты, шествия детей. Есть неподтвержденная информация, что еще в октябре на заседании Совета безопасности Казахстана президент Нурсултан Назарбаев дал поручение разобраться до середины декабря с забастовщиками. Кем был дан приказ о применении оружия 16 декабря - до сих пор неизвестно.

- Были какие-то люди с именами и фамилиями, которые этот протест возглавляли? Какой-то забастовочный комитет, представители политических партий, профсоюзов?

- Неформальным лидером забастовщиков стала женщина - Наталья Соколова, юрист профсоюза нефтяников. Но ее тут же посадили по статье о разжигании социальной розни. В принципе, по этой статье можно было посадить многих начальников-чиновников тех же нефтяных компаний, которые оскорбляли, где только можно было, тех же нефтяников. Власти делали все, чтобы выявить лидеров, которые выдвигали требования нефтяников, против них организовывали разные провокации, избивали. У одного неформального лидера профсоюза нефтяников убили 18-летнюю дочку. Причем, во всех этих случаях правоохранительные органы не находили виновников.

- Верно я понимаю, что версии о причастности внешних сил к этим событиям не имеют отношения к реальности?

- Присутствие каких-то третьих сил - удобная для властей форма, чтобы как-то оправдать свои действия или бездействие за 7 месяцев и кровавые действия 16 декабря.

- Давайте посмотрим, как отреагировала казахстанская власть. Сняли руководителя области, потерял один из постов Тимур Кулибаев, которого некоторые политологи считают возможным преемником Нурсултана Назарбаева...

- Это все абсолютная косметика. Дело в том, что проблему нефтяников давно мог бы решить тот же глава национальной нефтяной компании. Но все решения в Казахстане принимаются только самим главой государства.

- А то, что Кулибаев отстранен от руководства инвестиционным фондом, который аккумулирует на своих счетах значительные средства, имеет какое-то политическое значение?

- Это общее мнение всех политологов и экспертов: глава государства, убрав Кулибаева с должности главы Национального инвестиционного фонда, вывел его из-под удара. Эксперты говорят, чтио через какое-то время Кулибаев может быть даже назначен главой кабинета министров.

- Казахстан - довольно богатое нефтяное государство. И кажется, что решить проблемы этих нефтяников, не доводя до такого социального взрыва, было несложно. Речь идет, в конце концов, о проблемах, может быть, нескольких десятков тысяч человек. Почему этого не было сделано?

- В нефтедобыче есть интересы не только китайских инвесторов, но и интересы семьи Назарбаева. Если увеличить рабочим зарплаты, то это могло бы повлечь за собой такие же требования работников других крупных предприятиях в сырьевой сфере.

- Было принято решение о том, что Жанаозене не будут проходить выборы, потому что в регионе действует режим чрезвычайного положения. Потом это решение отменил Нурсултан Назарбаев. Это игра, или это несогласованность казахских властей?

- Постановление Конституционного совета и основанное на нем постановление ЦИК о непроведении выборов в отдельно взятом городе Жанаозене противоречат конституции. По конституции, даже ЦИК не имеет права обращаться в Конституционный совет за разъяснениями. Поэтому президент наложил вето. Но все, что сейчас происходит вокруг Жанаозена - это политические игры, имеющие целью отвлечь внимание населения от назревших проблем.

- Бунт подавлен и больше не повторится?

- Дело в том, что Западный Казахстан всегда отличался протестными настроениями. Западноказахстанские области всегда голосовали против президента Назарбаева.

- Верно ли, что в этих регионах высок процент людей, которые по программе восстановление этнического единства Казахстана возвращались в республику после обретения независимости? Якобы одна из причин того, что там произошло - это то, что там живут люди с другим менталитетом.

- Это выдумки. В Западном Казахстане живут такие же казахи, которые в силу разных обстоятельств просто переехали в соседний Узбекистан или Туркмению. Это их традиционный регион проживания. Выделять жителей Западного Казахстана как род, который всегда отличается воинственностью - это тоже выдумка властей. Они протестно настроены, потому что это самый богатый регион Казахстана, где население - самое нищее в республике. В этом и корень всех проблем.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG