Ссылки для упрощенного доступа

Грозный, девять в одном


Одна из фотографий проекта "Девять городов"
Одна из фотографий проекта "Девять городов"
Фотографы Ольга Кравец, Мария Морина и Оксана Юшко уже более двух лет снимают проект о городе Грозный. На следующую поездку в Чечню им выделили деньги около 70 человек, которые хотят увидеть этот проект реализованным.

Фотографы назвали его "Девять городов". В основе проекта лежит концепция "уровней существования", скрытых в пределах одного населенного пункта. Фотографы поставили себе задачу показать Грозный в девяти аспектах: как город советского периода, город войны, религии, женщин и мужчин, город культа личности и нефти, город чужаков и моно-этнического сообщества и город простых людей.

- Нас вдохновила идея Торнтона Уайлдера, и мы решили применить его концепцию к проекту, - говорит фотограф Ольга Кравец, - Сначала думали про Москву, потом про маленький город на Урале, а потом решили, что это будет Грозный. В 2003 году он был признан самым разрушенным городом мира. И те реальности, о которых Уайлдер пишет в своей книге, в этом городе обострены в высшей степени.

Впервые в рамках проекта девушки поехали в Грозный в октябре 2009 года. Участница проекта Оксана Юшко призналась корреспонденту Радио Свобода, что тогда ей было страшно ехать в Чечню:

- Но когда я попала в эту среду, я удивилась тому, насколько там гостеприимные и открытые люди. Теперь у нас там очень много друзей, тех, кто всегда готов помочь. Я разбила свой стереотип о Чечне и теперь хочу, чтобы у других людей их тоже не осталось. Важно показать Грозный именно через людей. Они охотно разговаривают на бытовые темы, делятся своими воспоминаниями и впечатлениями. Но не хотят делиться своим отношением к власти. Чувствуется, что они устали от этого. И это тоже важно показать. Грозный – это модель Чечни. Мы не раз снимали Кадырова, присутствовали на параде 9 мая в Грозном, на открытии Гудермеса, на торжественных концертах, специально приезжали на матч "Терека" с бразильцами. Я сейчас нахожусь в Беслане, здесь вокруг меня люди, которые пережили страшную трагедию, и для них слово "чеченец" по-прежнему остается ужасным. Но важно изменять отношение людей. Для меня достойным итогом проекта будет уже то, что еще один русский подружится с чеченцем, что они поймут друг друга. Моя цель – ломать стереотипы, - говорит Оксана Юшко.

- Мы пытаемся показать Грозный через людей, через социальные пейзажи. На окраине города есть траншеи, оставшиеся после войны, и когда падает небольшой снег, они безумно красиво выглядят, а за этими траншеями есть нефтекачки, и рядом ходят коровы. Так можно показать одним кадром несколько аспектов Грозного, - рассказывает участница проекта Ольга Кравец, - Есть люди, которые до сих пор живут в пунктах для беженцев, это самая бедная и забытая категория населения. Это те люди, которые потеряли всех, они абсолютно беспомощны. Эмоционально сложно работать с такими историями. Мы делаем интервью с родственниками похищенных людей, не называя их имен. И надеемся, что придет время, когда это можно будет опубликовать.

Участница проекта Мария Морина рассказала корреспонденту Радио Свобода:

- У нас есть история о человеке, который на свои деньги и своими руками строит джазовое кафе в Грозном. И это в традиционном обществе, которое сейчас старается найти себя в каких-то религиозных догматах, в поиске веры. Есть личные истории людей, которые пережили войну, людей, у которых похитили сыновей. Мы пытаемся дать слово тем людям, которые живут в Грозном. Лично для меня самое важное - это рассказать о том, что там происходит. Прежде чем искать пути выхода из сложившейся ситуации, нужно понимать ее, а не следовать каким-то клише. Ценности в традиционном чеченском обществе складывались веками А сейчас это общество на перепутье. Там и посттравматический синдром после войны, и последствия глобализации, и подъем религиозности. Есть поиски самоидентификации, есть попытка понять, кто такой чеченец. Так же, как есть попытка понять, кто такой русский. В Чечне пытаются сформулировать какую-то национальную идею. Есть официальная позиция того же самого Кадырова, есть люди, которые пытаются определить это для себя сами.

- То есть вы хотите показать Грозный как модель России?

- Я к Грозному так и отношусь, как к зеркалу России. Это жизнь в послевоенном обществе с определенными поисками. Особенность этого города – пустота. Нет ощущения жизни, наполненности, заселенности. Сейчас униженность и незащищенность – главные чувства людей в Чечне. Я ставлю себе задачу так рассказать о Грозном, чтобы люди поняли, что там происходит сейчас. Чтобы захотели узнать об этом больше. Сейчас интерес к этой теме есть, но он пока с негативным знаком.

Фотографы ездили в Чечню несколько раз на свои средства. Теперь им удалось собрать деньги на поездку в Грозный.

- На том же сайте открывается раздел для тех людей, которые нас поддержали. Там мы будем писать все о поездке, о том, что мы будем делать. То есть получается такая персональная журналистика. Люди будут видеть напрямую то, как мы работаем. Это как реалити шоу, журналистика в действии, - говорит участница проекта Ольга Кравец.

Фотографы рассчитывают завершить работу над проектом к двадцатилетию начала первой войны в Чечне. По итогам их съемок будут опубликованы фото- и видеоматериалы, будут включены истории жителей Грозного, выйдет книга.
XS
SM
MD
LG