Ссылки для упрощенного доступа

Смертник хочет умереть?


Дмитрий Коновалов в суде
Дмитрий Коновалов в суде
Белорусские СМИ комментируют новость о том, что Дмитрий Коновалов - один из приговоренных к смертной казни по делу о теракте в минском метро в апреле 2011 года - отказался писать прошение о помиловании на имя президента Александра Лукашенко. Что стоит за этим шагом – фактическое признание собственной вины или давление со стороны следствия?

Государственное Белорусское телеграфное агентство приводит слова генерального прокурора Белоруссии Александра Конюка, который напоминает, что 19 декабря 2011 года в присутствии членов специально созданной комиссии Коновалов признал приговор в отношении себя законным. Для него преступление квалифицировано по статье Уголовного кодекса "Терроризм", для другого приговоренного – Ковалева - "Пособничество в терроризме".

В свою очередь, агентство БелаПАН попросило прокомментировать решение Дмитрия Коновалова отказаться от права на помилование Любовь Ковалеву - мать Владислава Ковалева. Женщина не исключает, что Дмитрия Коновалова могли заставить отказаться от подачи прошения о помиловании. Любовь Ковалева обратила внимание на то, что в Белоруссии традиционно ничего неизвестно, в каких условиях содержаться "смертники", что с ними происходит в следственном изоляторе КГБ. Говоря о мотивах, которые могли заставить Дмитрия отказаться от спасительного письма на имя президента, Любовь Ковалева вспомнила руки Владислава, которые она видела во время свидания в декабре и предположила, что над ее сыном и его другом издеваются; возможно, их даже пытают. Говоря о Дмитрии Коновалове, женщина отметила: "Мы до сих пор не знаем, были ли у него на свидании родители, его адвокат, мы вообще не знаем, жив ли он сейчас!". Сама Любовь Ковалева надеется получить свидание с сыном в феврале. В январе на встрече с Владиславом была его сестра Татьяна.

Главный редактор газеты "Солидарность" Александр Старикевич лично присутствовал на прошлогоднем судебном процессе Коновалова-Ковалева. Решение Коновалова он называет логичным.

- Это совершенно предсказуемо, полностью укладывалось в его линию поведения на процессе, - говорит журналист, - и потому вряд ли можно было ожидать чего-то иного. Другое дело, что загадочными остаются мотивы, по которым Коновалов так упорно берет на себя всю ответственность за взрыв в минском метро и еще один взрыв в Минске 2008 году, хотя есть очень большие сомнения, что он мог осуществить это в гордом одиночестве.

- В интервью БелаПАН мать Владислава Ковалева сказала, что, возможно, Коновалова заставили отказаться от прошения о помиловании…

- Я бы не рассматривал ситуацию отдельно взятого прошения о помиловании, поскольку был открытый судебный процесс, в ходе которого Коновалов признал свою вину, и все его поведение было направлено на то, чтобы получить высшую меру наказания. Он сам к ней, по сути, стремился. Так что, если бы все дело было в физическом воздействии, то, по крайней мере, в ходе судебного процесса он явно мог бы об этом сказать или просто вести себя как-то иначе. Думаю, что проблемы гораздо глубже, мотив, указанный следствием, которым якобы руководствовался Коновалов, лично меня не очень убеждает. Вне всякого сомнения, количество белых пятен, оставшихся после следствия и судебного процесса, слишком велико, а ставки в данном случае – это человеческие жизни. Так что, по уму, конечно, нужно новое расследование, потом новый судебный процесс. Но столь же очевидно, что нынешние власти в этом нисколько не заинтересованы, - сказал Старикевич.

Между тем, напоминает газета "Народная воля", также приговоренный к смертной казни за соучастие в подготовке теракта Владислав Ковалев еще 7 декабря 2011 года написал прошение о помиловании. Заключение Генеральной прокуратуры по его прошению уже подготовлено, в ближайшее время документы будут переданы в Комиссию по помилованию при президенте Белоруссии. Дата заседания пока неизвестна. Издание также напоминает, что приговор, вынесенный Верховным судом Коновалову и Ковалеву, вызвал противоречивую реакцию как в Белоруссии, так и за ее пределами. Эксперты отмечают многочисленные нестыковки в ходе следствия, правозащитники требовали пересмотра дела с новым составом судей, а в интернете был начат сбор подписей за отмену смертной казни для обвиняемых. Однако позиция суда осталась незыблемой. Газета обращает внимание, что Белоруссия остается единственной европейской страной, где применяется смертная казнь, и власти пока что не собираются вводить мораторий на высшую меру наказания.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG