Ссылки для упрощенного доступа

Данилов: вместо УДО - очень строгий режим


Правозащитники подписывают поздравительные открытки для Валентина Данилова, 2008
Правозащитники подписывают поздравительные открытки для Валентина Данилова, 2008
Краевой суд Красноярска 26 января оставил в силе отказ удовлетворить ходатайство Валентина Данилова в смягчении режима наказания. Пожилой ученый, которого правозащитники считают узником совести, отбыл 2/3 наказания. Его здоровье ухудшается, рассказала Радио Свобода супруга Валентина Данилова.

Напомним, бывший директор Теплофизического центра Красноярска физик Валентин Данилов в 2004 году был приговорен Красноярским краевым судом к 14 годам лишения свободы. Его обвинили в передаче китайской стороне секретных сведений о космической технике. Суд присяжных оправдал Данилова, но Верховный суд России по обращению прокуратуры вернул дело на новое рассмотрение. Другой состав присяжных признал вину физика.

Сам Валентин Данилов в письме на Радио Свобода причины возбуждения уголовного дела против себя комментировал так: "Мне кажется в ФСБ есть два отдела. Один отдел работает по развитию и поддержке международного сотрудничества ученых (особенно с Китаем), а другой отдел раскрывает преступления по выдаче гостайны в результате этого сотрудничества. В моем случае было именно так. Один сотрудник приходил и говорил: давай вперед, продвигай науку на китайские деньги, а потом приходит другой и говорит, а у нас к вам вопросы, попрошу вас в камеру".

Осенью 2011 года Данилов отбыл две трети срока наказания и в соответствии с законом подал ходатайство о смягчении приговора - о переводе в колонию-поселение. Как сообщал сам Валентин Данилов в своем блоге на Радио Свобода, на УДО он не надеется, поэтому просил лишь о смягчении режима.

В декабре 2011 года суд в Красноярске отказался смягчить приговор Валентину Данилову. Вместо этого его перевели в колонию ИК-17. Американские журналисты недавно назвали эту колонию одной из "самых страшных тюрем в Россию". Эту тюрьму накрывают выбросы от работающего рядом алюминиевого производства - из-за этого находившееся рядом село было расселено. Кроме того, американцев потряс режим в колонии: заключенных заставляют следовать распорядку дня, наказывая их даже за минутные задержки.

Адвокат Валентина Данилова Елена Евменова рассказала корреспонденту Радио Свобода:

- 26 января краевой суд Красноярска рассмотрел кассационную жлобу и отказ оставили без изменений. Наказанием Валентину Данилову было определено лишение свободы в колонии строго режима. Предыдущие годы он также провел в колонии сторого режима (за исключением КТБ-1 - Красноярской тюремной больницы). Но, естественно, 17-я колония отличается от той, в которой Данилов был раньше. Психологическая атмосфера в ней более суровая, чем в других колониях, где он находился. Мы не теряем надежды и через какое-то время снова подадим ходатайство - либо об условно-досрочном освобождении, либо опять о переводе в колонию-поселение.

В декабре отказ в переводе на более мягкий режим наказания суд мотивировал тем, что Валентин Данилов нарушил режим - занял спальное место на две минуты позже. Теперь у заключенного есть часы с секундомером, рассказала корреспонденту РС супруга Валентина Данилова Тамара Данилова:

- Мужа признали нарушителем режима. Он не успел за положенные две минуты подняться на второй ярус нар. В этой колонии вообще любят штрафы. В нее, как мне сказали, свозят , скажем так, непослушных заключенных, и поэтому в ней режим не строгий, а очень строгий. Все по минутам, все очень четко, все по инструкции. Поэтому я передала мужу часы с секундной стрелкой. Не знаю, насколько они ему помогут...

Ему ведь даже читать трудно: один глаз не видит совсем, второй еле-еле. А еще четыре года сидеть... Адвокат проявляет оптимизм, надеется на колонию-поселение, но я настроена пессимистически. Счастье, что у самого Валентина сохранилось чувство юмора. Без него в России не проживешь. Академик Жорес Алферов недавно приезжал в Академгородок Новосибирска, дал конференцию, говорил о Сколково, а в финале сказал: "Дорогие коллеги, желаю самого наилучшего. Здесь в России остались только самые большие оптимисты". Прав Алферов. Только оптимистам живется не слишком легко, - сказала супруга Данилова.
XS
SM
MD
LG