Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Кара-Мурза - о России и ситуации в Сирии


В Сирии демонстранты выражают свое отношение к позиции России на положение в этой стране
В Сирии демонстранты выражают свое отношение к позиции России на положение в этой стране
Сирийская оппозиция во вторник, 31 января, призвала к проведению "дня траура и гнева" после того, как в понедельник в стране жертвами насилия стали около ста человек. По сведениям правозащитников, с воскресенья в восточных предместьях Дамаска в результате операции сил безопасности против бывших военнослужащих, перешедших на сторону оппозиции, погибли более 180 человек. Сотни людей были арестованы.

Владимир Кара-Мурза: Госсекретарь США Хиллари Клинтон принимает личное участие в заседании Совбеза ООН по Сирии и намерена настаивать на принятии резолюции, осуждающей действия президента Башара Асада и поддерживающей усилия Лиги арабских государств по урегулированию ситуации.
"Международное сообщество должно послать сирийскому народу четкий сигнал: мы поддерживаем вас. Насилие должно прекратиться, чтобы начался переход к демократии", - подчеркнула она.
Уже десять месяцев в Сирии не прекращаются антиправительственные протесты. Ежедневно поступают сообщения о гибели людей - как мирных граждан, так и сотрудников силовых структур. По данным ООН, общее число жертв в стране превысило 5 тысяч человек.
Российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что Россия сделает все, чтобы помешать силовому вмешательству в ситуацию в Сирии и не допустит одобрения Советом Безопасности ООН военного вмешательства во внутренние дела этой страны. Лавров признал, что Россия не сможет помешать военному вмешательству в сирийские дела, если такое решение будет принято, действия не будут легитимными.
О том, выступит ли Кремль в роли защитника сирийской диктатуры, в нашей программе мы беседуем с Евгением Сатановским, президентом Института Ближнего Востока, востоковедом Еленой Супониной. Способна ли резолюция ООН открыть путь к достижению стабильности в Сирии?

Елена Супонина: Во-первых, остается открытым вопрос, будет ли эта резолюция принята. Поскольку Россия периодически намекает, что использует свое право вето. Но в любом случае, если будет такая резолюция или нет, ситуация в Сирии достигла той стадии, когда мирное решение, к сожалению, мало возможно. Все признаки гражданской войны в Сирии уже налицо.

Владимир Кара-Мурза: Насколько конструктивна позиция Смоленской площади, не предлагающей никаких альтернатив, просто предупреждающая о том, что резолюцию Москва отклонит?

Елена Супонина: Россия, во-первых, предлагает альтернативы. Вчера буквально Россия объявила, что предлагает провести диалог и встречу между противоборствующими сторонами в российской столице. И Россия добилась невозможного, получив согласие на такую встречу со стороны сирийского правительства. А сделать это очень сложно, поскольку представители сирийского режима не всегда проявляют гибкость к подобного рода предложениям. Другое дело, что такие инициативы в стремительно развивающейся в Сирии ситуации, а она развивается к худшему, они всегда кажутся несколько запоздалыми. И вторая проблема – оппозиция сирийская, несмотря на прошлогодние встречи в Москве, не очень доверяет российской стороне – раз. Во-вторых, главное, не доверяет сирийскому режиму. И в-третьих, поставила перед собой четкую цель – свержение режима Асада. И наконец главное, в-четвертых, насилие в Сирии продолжается, с каждым днем становится с обеих сторон все больше жертв и в таких условиях пытаться что-то сделать очень и очень сложно. Хорошая инициатива, но реализовать ее, воплотить в жизнь будет очень и очень сложно, почти невозможно.

Владимир Кара-Мурза: Как по-вашему, возможно ли повторение в Сирии ливийского сценария, чего опасаются противники резолюции Совета безопасности ООН?

Евгений Сатановский: Попытка такая будет сделана, и будет сделана с гораздо большей энергией, чем в отношении Ливии. Потому что Сирия все-таки союзник Ирана – и это главная причина, почему Асада должны свергнуть, с точки зрения Эр-Рияда и Дохи. Неслучайно на сегодняшний день все газеты стран Залива полны жесткими антироссийскими статьями, избит российский посол в Катаре, демонстрации сирийской оппозиции (любая демонстрация – это хозяйственное мероприятие, надо организовывать, оплачивать), около посольств России в арабском мире. Поэтому, безусловно, Асада будут пытаться свергнуть всерьез. А уж устоит он или нет – это зависит исключительно от того, каково соотношение сил в этой начавшейся уже гражданской войне. Поскольку понятно, что Сирия после Асада скорее всего на карте как единое государство не останется, будут погромы христиан, погромы шиитов. И этого мало кто хочет.

Владимир Кара-Мурза: Доверяете ли вы появившейся информации о том, что в Сирии разгружается танкер и даже военный корабль российский с грузом вооружений и взрывчатки?

Евгений Сатановский: Не исключаю и не имею по этому поводу никаких претензий к российским оборонщикам или российской власти, потому что в Катаре мы видели корабли с вооружениями, которые разгружались в сторону Ливии. В Катар вез оружие ХАМАС, в Сирию возить оружие отказался. Поэтому здесь ситуация ведь какая: кто помогает режиму, кто помогает "Аль-Каиде", которая сегодня в Ливии взяла власть. Каждому свое.

Владимир Кара-Мурза: Как по-вашему, может ли позиция России остановить тот сценарий, который, судя по всему, разработан уже на Западе?

Евгений Сатановский: Воевать из-за Сирии с Западом или с арабским миром Россия не будет. Наш основной партнер по экспорту энергоносителей – это Запад, мы сегодня интегрируемся в некоторое общее мировое пространство. Но вот что не допустит Россия, кстати, опять-таки вместе с Китаем, так это резолюцию Организации Объединенных Наций. Если есть идея разгромить Сирию, то как Ирак – в качестве агрессора. Почему нет?



Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG