Ссылки для упрощенного доступа

Директор организации "Немецко-русский обмен" Штефан Мелле – о параллелях между Россией и ГДР


Почти три десятилетия Берлинская стена была символом разделения Европы
Почти три десятилетия Берлинская стена была символом разделения Европы
Активизация гражданского движения "За честные выборы!" заставляет политических экспертов искать параллели между тем, что происходит в последние месяцы в России и событиями конца 1980-х годов. Радио Свобода представляет серию бесед с экспертами о практике гражданского протеста в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Читайте здась: опыт начала реформ в Чехословакии, Польше, Сербии

В 1990 году Германская Демократическая Республика стала частью объединенной Германии.В 1989 году, когда в городах ГДР проходили массовые демонстрации, приведшие к падению Берлинской стены, жителю Восточного Берлина Штефану Мелле было 19 лет, и он принял активное участие в движении против монополии партии Эриха Хонеккера на власть. Ныне Штефан Мелле – директор общественной организации "Немецко-русский обмен", член Координационного совета Гражданского форума "ЕС-Россия". Вот что он рассказал в интервью Радио Свобода:

– У выходивших на улицы в ГДР был страх перед тем, что власть может применить насилие?

– Страшно было очень долго. Сначала на улицы выходили не очень много людей. Что-то похожее, наверное, на то, что собрала "Стратегия-31" в России в 2009 году. Это были маленькие пикеты, манифестации. Конечно, их никогда не разрешали. Пик этого напряжения пришелся на 7-8 октября 1989 года. 7 октября к тому же праздновалось и 40-летие ГДР – юбилей, который задолго готовился, был приглашен Горбачев. Именно тогда он понял, что руководство во главе с Хонеккером и Милке не готовы ничего не хотят менять. В присутствии Горбачева, можно сказать, была разогнана демонстрация в Берлине и в других городах, сотни людей посадили в тюрьмы, в СИЗО. Но поворотный момент был, скорее всего, 9 октября 1989 года, когда люди опять собрались и потребовали отставки Хонеккера. Впервые 9 октября милиция в происходящее не вмешивалась. Это была ключевая ситуация. Тогда по всей Германии не только поняли, что что-то меняется, а что они могут быть к этому причастны…

– Можете ли вы сравнить то, что происходило в ГДР, в Восточном Берлине, в Лейпциге в 1989 году с тем, что происходит сегодня не только в Москве, но и в других городах России.

– Сейчас в России в ходу слово "достало". А тут еще добавились провоцирующие события – выборы в Госдуму 4 декабря. Тогда в ГДР тоже очень большое значение имели выборы в мае 1989 года, когда чувствовалось давление институтов и госучреждений на студентов, преподавателей. В России, начиная с 2000 года, есть системная и несистемная оппозиция. Это означает, что оппозиция властью как таковая не принимается – есть только враги и не враги. Несистемная – это враги, а системная – это те, кто смирился с тем, что ты главный. Эта политтехнология мне тоже напоминает времена ГДР. И у меня подозрение, что этому Путин научился именно в ГДР, когда был на службе в КГБ в Дрездене. Именно такая система как раз и существовала в ГДР. И люди были включены в эту систему, с ней мирились до той поры, пока не восстали против самого этого принципа. Нечто похожее сейчас происходит в России. Путин не понимает потребности людей в переменах, не считает нужным что-нибудь реально делать по-другому. Потому что это означало бы отказаться от монополии власти. К этому он никогда не был готов.

– Какой сценарий развития событий вам видится?

– Я боюсь, что останется система, подстроенная под одного человека, под его интересы, может быть более гибкая, чем была. Конечно, возможен и сценарий ужесточения режима – тогда точно будет хуже. Тогда точно будет накаляться обстановка в стране. Не исключен и тот сценарий, о котором сам Путин говорит, как о наиболее отрицательном – какая-то революция. Но революцию может вызвать именно сам Путин и его окружение. Все остальные хотят перемен, а это далеко не всегда революция. Да и революция не всегда бывает кровавой. Вот в ГДР все прошло так мирно, что все удивились. А сейчас люди удивляются тому, что можно мирно пойти на митинги на Болотную и на проспект Сахарова, что далеко не всегда происходят столкновения.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG