Ссылки для упрощенного доступа

Социология и кино


Кадр из фильма "Роковое влечение"
Кадр из фильма "Роковое влечение"

Социологические исследования используются при создании американского кино. Признанным мастером этого «жанра» был скончавшийся недавно в Лос-Анджелесе голливудский маркетолог Джозеф Фаррелл.

В декабре минувшего года на семьдесят седьмом году жизни в Лос-Анджелесе скончался известный голливудский маркетолог Джозеф Фаррелл. Человек строгого аналитического склада ума, он поставил на прочную основу ряд важных коммерческих составляющих процесса кинопроизводства – методики создания трейлеров, определения графика выпуска фильмов в прокат и их рекламы в разных медиа. Однако обширного некролога в «Нью-Йорк таймс» он удостоился все же за другое – за доказательство того, что народ способен творить искусство, которому сам же с восторгом будет внимать.

Официозные музыкальные критики нападали на Дмитрия Шостаковича за пренебрежительное отношение к интересам и вкусам советских людей. Голливудские режиссеры да и актеры ругали Джозефа Фаррелла за чересчур уважительное отношение к пристрастиям американской киноаудитории…

Фильм 1987 года «Роковое влечение» с Майклом Дугласом и Гленн Клоуз в главных ролях. Любовная интрижка между случайными знакомыми оборачивается фанатичным преследованием мужчины болезненно самолюбивой женщиной, которая не готова мириться с тем, что ее бесцеремонно бросают. В финальной сцене женщина, доведенная до исступления безразличием мужчины и терзаемая унижением, врывается с ножом в дом своего любовника, где ее убивает его жена. Такова развязка … окончательной версии картины. В исходной же версии героиня кончает жизнь самоубийством – очень символично, под звуки оперы «Мадам Баттерфляй», - причем делает это так, чтобы подозрения в ее смерти пали на отвергнувшего ее мужчину. Концовка была изменена на основании рекомендации фокус-группы, научно подобранной по всем демографическим и гендерным критериям маркетологом Джозефом Фарреллом. Группе фильм понравился, но вот кульминацию она сочла слишком уже эстетской, решив, что дьяволица-героиня заслуживает казни, а не смерти от собственной руки.

Гленн Клоуз спорила с Фарреллом, доказывая, что самоубийство женщины, которую она играет, более логично, ибо точно соответствует ее психологическому типу, но в борьбе двух наук, психиатрии и маркетинга, победил маркетинг, общественное мнение в лице фокус-группы; запросы народа взяли верх над абстрактной логикой искусства.

Касса, собранная картиной в Северной Америке, составила порядка трехсот миллионов долларов, - сумма по меркам конца 80-ых грандиозная. Лента была выдвинута на Оскара в шести номинациях (признание ее коммерческого успеха) но не победила ни в одной из категорий, - может быть, опять-таки, потому что была слишком уж кассово успешной, не будучи при этом хоть в малой степени творением масштабным, - ни художественно и ни идейно.

Примечательно, что перед началом американского проката фильм вышел на экраны в Японии в первоначальном варианте с харакири – и имел там бешеный успех.

В том, что Голливуд делает народ в лице фокус-групп сотворцом своей продукции, нет ничего удивительного. Массовая культура потому и массовая, что производится промышленным путем; в ее создании занято множество народу, она дорогостоящая, и чтобы быть самоокупаемой, она должна потребляться в большущем объеме. Ее антиподом является искусство штучное, оригинальное; единственный капитал, которым рискует создатель такого искусства, это его время и репутация; чтобы его усилия окупились, ему достаточно найти одного – единственного покупателя. Ему незачем выяснять, каково общественное мнение, так как он, если угодно, сам его формирует.

- Что значит узнать мнение публики или мнение потребителя? Во-первых, потребитель у кино разный.

Это известный нью-йоркский художник Виталий Комар, который в 90-ые годы в сотворчестве с Аликом Меламидом осуществил проект «идеальная картина»; целью начинания было выяснить посредством социологических опросов граждан разных стран, включая Россию, их сюжетные, композиционные и цветовые пристрастия в живописи, и на этой основе написать картины, точно отражаюшие предпочтения большинства.

- Есть люди, которым нравится кино более драматическое, более экспериментальное. Есть люди, - их, вероятно, большинство, - которые обожают фильмы со счастливым концом; в Америке фильмы, как правило, имеют happy end...

- Убийство отрицательной героини можно квалифицировать как счастливый конец?

- В каком-то смысле – конечно, ибо зло наказано, и добро торжествует. Если зло наказывает себя само, то есть если она кончает жизнь самоубийством, то этот сюжетный ход, может быть, более близок теологическому взгляду на происхождение зла как воли божьей. Широкой публике, однако, подобное мнение чуждо, и поэтому она предпочитает видеть прямолинейную победу доброго начала над злым. Единство добра и зла очень трудно осознается на массовом уровне.

Комар нисколько не боится сотрудничества, так сказать, поэта и толпы, напротив, он его приветствует.

- Мне кажется, что концовки фильмов, как впрочем, возможно, и сюжетные коллизии в целом, вскоре под влиянием компьютеризации будут делаться по-новому. Это будет очень интересно. Каждый фильм будет иметь несколько альтернативных повествовательных линий, кульминаций и развязок. И зритель, работая с интерактивным компьютером, сможет делать выбор из этих альтернатив, видоизменять их или предлагать свои собственные решения. Если мы программируем актеров, их образы, голограммы, то массовый зритель испытает блестящее ощущение радости от соучастия в творческом процессе...

предсказывает нью-йоркский художник Виталий Комар.

Знаменитый английский поэт Уистен Оден, желая подчеркнуть беспомощность высокого искусства одиночек перед силами зла, как-то сказал, что ничто написанное им до войны не уберегло от Освенцима ни одного еврея. Искусство массовое, творимое с помощью народа путем опросов общественного мнения, куда практичнее. «Вы не можете представить, как я вам благодарен: вы спасли мой брак», - признавались Гленн Клоуз распутники-мужчины, всерьез напуганные фильмом «Роковое влечение».


XS
SM
MD
LG