Ссылки для упрощенного доступа

Эксперты - о республиканских праймериз


Митт Ромни, участник гонки за право выдвижения на президентских выборах в США от Республиканской партии
Митт Ромни, участник гонки за право выдвижения на президентских выборах в США от Республиканской партии
Очередные республиканские праймериз в США пройдут 28 февраля в Мичигане и Аризоне. При этом все комментаторы отмечают важность именно Мичигана для двух пока ведущих потенциальных кандидатов - бывшего губернатора штата Массачусетс Митта Ромни и бывшего сенатора из Пенсильвании Рика Санторума.

Почему? на этот вопрос отвечают обозреватели Радио Свобода Брайан Уитмор и Ефим Фиштейн:

Брайан Уитмор: Мичиган важен, поскольку здесь может определиться окончательно политическое будущее Митта Ромни. Это родной штат Ромни, он там родился, его отец Джордж Ромни, который был губернатором этого штата - человек-легенда. Но последние опросы вдруг показали, что республиканские избиратели в Мичигане расколоты, хотя изначально Ромни как раз здесь наверняка рассчитывал на уверенную победу. Неделю назад Рик Санторум лидировал здесь с опережением в 8 процентов! В последнее время там рейтинг Ромни, правда, стал лучше, и эти два кандидата в этом штате идут в гонке рядом друг с другом. Важно отметить, что Ромни истратил очень много денег на "антирекламу", то есть на критику в адрес Санторума, в Мичигане - а ведь это средства, которые он собирался потратить позже на борьбу против Обамы. Ромни явно не рассчитывал, что праймериз в Мичигане обойдутся ему так дорого в финансовом отношении. По-моему, 28 февраля он здесь выиграет, но сам факт, что противостояние оказалось столь ожесточенным - это не очень хороший сигнал для Митта Ромни.

- То есть поражение в Мичигане для Митта Ромни может стать окончательной катастрофой?

Ефим Фиштейн: Для Ромни, несомненно, это была бы катастрофа, почти равнозначная окончательному выходу из игры. Но последние опросы, действительно, показывают, что везде преимущество Митта Ромни в последние дни немного растет. Даже в Аризоне у него сейчас на 4 процента больше. Но это, конечно, еще ни о чем не говорит. Вообще такая неопределенность, как и ожесточенная борьба с бесконечными взаимными обвинениями снижают шансы и того, и другого, вообще любого республиканского кандидата, поскольку все это представляет избирателям этих кандидатов в самом неприглядном виде.

- Есть еще опрос, проведенный 20 февраля одной из частных американских социологических организаций Rasmussen Reports. По его результатам Рик Санторум опережает Ромни в целом среди республиканских избирателей на 12 процентов. Санторум - ультраконсервативный кандидат. Как объяснить его лидерство?

Брайан Уитмор: Таков сегодня республиканский электорат, который стал еще более консервативным. Американцы, симпатизирующие республиканцам - те, которые активны во время праймериз, те, кто собирается голосовать - все более сдвигаются вправо. Консервативное крыло Республиканской партии, а оно велико, крайне недовольно Ромни, в то время как традиционный истеблишмент партии, руководство, крайне боится того, что Санторум может стать кандидатом. Потому что тогда вообще президентские выборы выиграет Обама: в целом американские избиратели за Санторума точно не проголосуют. Так что внутри Республиканской партии сейчас – очень большие разногласия.

- Есть ведь еще два республиканских кандидата, они на сегодня аутсайдеры - Ньют Гингрич и Рон Пол. Они говорят, что сейчас их усилия нацелены на так называемый "супервторник" 6 марта – когда республиканские праймериз состоятся сразу в 10 американских штатах. Каковы сегодня в целом электоральные предпочтения американцев, если брать целые регионы США? Я имею в виду не административное деление, а историко-географическое, религиозное и экономическое. Есть ли в современной истории Америки штаты, где за последнее время внезапно большинство избирателей изменили свои симпатии?

Ефим Фиштейн: Все давно знают, что юг США всегда более консервативен, а северо-восток, Новая Англия, симпатизируют демократам. А есть и, например, так называемый "ржавый пояс", ряд соседних индустриальных штатов Среднего Запада и восточного побережья США, с большими городами, куда, кстати, входит и Мичиган. Так вот, в прошлом "ржавый пояс" голосовал исключительно за демократов, а на прошлых президентских выборах - за республиканцев. Здесь происходят заметные политические изменения.

Брайан Уитмор: Действительно, интересны с этой точки зрения промышленные штаты "ржавого пояса". В их числе Огайо, Пенсильвания, Мичиган. Это так называемые "колеблющиеся штаты", те, где хорошие шансы на победу имеют и демократы, и республиканцы. Я бы еще обратил внимание на то, как сильно изменились сейчас некоторые южные штаты. Республиканцы всегда там выигрывали раньше благодаря обилию консервативных белых избирателей, исповедующих протестантство – они обычно голосуют за республиканцев. Но демографические тенденции в этих штатах сейчас показывают вот что: например, в Техасе в ближайшем будущем белые протестанты станут меньшинством. Конечно, они останутся самой большой группой по абсолютной численности. Но неуклонно растет количество афроамериканцев и латиноамериканцев, иммигрантов из Мексики – их скоро в целом будет более 50 процентов всего населения штата. А это – демократический электорат. Эта же тенденция наблюдается и в Калифорнии, где сейчас как минимум половина избирателей симпатизируют Демократической партии. А раньше Калифорния была вотчиной республиканцев.

- То есть юго-запад США, из-за притока латиноамериканских иммигрантов, из республиканского постепенно становится более демократическим…

Брайан Уитмор: Мы уже видели эти тенденции на последних выборах, когда Барак Обама, демократ, выиграл два штата на юге - Северная Каролина и Вирджиния. И многие считают, что эта тенденция может продолжиться.

- Почему сейчас так много говорят о финансовых средствах, которые каждый из кандидатов тратит на свою предвыборную кампанию? То есть об этом много говорят и говорили всегда, но в этот раз называются какие-то колоссальные суммы.

Ефим Фиштейн: Этим отличаются американские избирательные кампании от всех других. В США не так давно был отменен закон, определявший максимальный размер частных пожертвований на избирательную кампанию того или иного кандидата. Существуют группы поддержки, которые собирают фонд для проведения той или иной предвыборной кампании, и эти группы поддержки ранее ограничивались каким-то потолком, а сейчас имеют неограниченные возможности. Каждый может дать столько, сколько хочет.

- То есть и частное лицо, и группа компаний, поддерживающая того или иного кандидата, имеют право выделить столько денег, сколько они захотят?

Ефим Фиштейн: Именно эту систему еще два года назад, на промежуточных выборах в конгресс, Барак Обама называл серьезнейшей угрозой демократии. Он собирался отменить эту систему, установив какие-то лимиты. Но сейчас, лицом к лицу столкнувшись с тем, что у республиканцев сбор средств идет успешно, он отказался от этого взгляда (за что республиканцы его критикуют), и согласился с тем, что неограниченные пожертвования не вредят демократическим основам выборов. На прошлых выборах он значительно опережал по сбору средств республиканцев. Он проводил сбор пожертвований через интернет, маленькими суммами, от многих избирателей.

Сегодня суммы поражают воображение. Сейчас предполагается, что в общем на всю предвыборную кампанию в США будет затрачено порядка 11 миллиардов долларов. Для сравнения скажу, что Обама в прошлый раз побил все рекорды, собрав около 750 миллионов долларов - и потратив. Сейчас на этих выборах Обама собирается один потратить более 1 миллиарда. А в общей сложности предвыборные кампании всех кандидатов, и демократов, и республиканцев, будут стоить, по предварительным оценкам, 11 миллиардов долларов.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".
XS
SM
MD
LG