Ссылки для упрощенного доступа

Восток встречается с Западом


ДС: Я рад, что столь многие из вас откликнулись на музыку тунисского композитора и удиста Ануара Брахема. Эта отнюдь не молодая ветвь джаза, фольклорный джаз: густая смесь традиционной музыки (чаще всего восточной, североафриканской, но и индийской или японской) и джаза. Откуда пошел интерес джазменов к фольклорному джазу? Прежде всего, афроамериканцы с самых ранних дней джаза искали корни именно в Африке. Но, как пишут историки, если истоки ритмов или приемы криков и ответов, было нетрудно отыскать, всё же (возвращаясь к прошлой передаче) африканская музыка в американском смысле, не свингует. Это иное притопывание и иное раскачивание.
В начале тридцатых годов американские джазмены пытались изобразить на сценах больших клубов, таких, как «Cotton Club» в Гарлеме, африканские джунгли. Но это были такие же джунгли, как белые актеры Голливуда, перекрашенные на время съемок, в черных.
А по сему Африка и Восток (именно Восток!) в джазе - вот наша сегодняшняя тема.
Добрый день, вечер или ночь! Где бы вы ни были, добро пожаловать на наши частоты! И на наш сайт svobodanews.ru. У микрофона в Париже – ваш ДС.
Все началось с пьески, за которую Ирвинг Миллс заплатил автору, тромбонисту оркестра Дюка Эллингтона Хуану Тизолу, пять долларов. После того, как доллары перекочевали в карман Тизола, а оттуда на запотевшую стойку бара, по горячим пескам пустыни двинулся, оставаясь на месте до наших дней, легендарный караван…

1. Duke Ellington – Caravan – 4:14 (Duke Ellington - Money Jungle - Blue Note)

ДС: «Caravan», «Караван» Хуана Тизола, заполучившего от Ирвинга Миллса знаменитую пятерку. Издатель нот Ирвинг Миллс был так же известен под кличкой Джо Примроуз. Примроуз – это примула, цветок светло-лимонного цвета. Заработал ли Миллс этот, отчасти грабитель композиторов, свой цвет лица от желтухи? Все возможно – он не был афроамериканцем, но многие произведения Дюка или его музыкантов подписаны и Ирвингом Миллсом. Копирайт в те славные деньки не существовал. Со временем компания Миллса и его брата Джака «Mills Music» стала крупнейшей в мире.
В данном случае играло трио Дюка Эллингтона – рояль с Чарли Мингусом на контрабасе и Максом Роучем на ударных. Диск отличный диск с актуальным названием - «Джунгли Денег», записанный в сентябре 62 года для «Blue Note».
Впервые африканские дюны и караван, двигающийся на месте, не продвигаясь ни на сантиметр, были озвучены в декабре 36 года оркестром Банни Бигарда Jazzopaters. Дюк записал свой «Караван» и подписался вторым (Ирвинг Миллс, последним – тромбонист и автор Хуан Тизол), записал в мае 37 года. Позднее Миллс, который любил и сам баловаться сочинением (в основном слов) написал песенку, которую и пела на фестивалях и в студиях Элла Фитцджеральд:

2. Ella Fitzgerald – Caravan – 3:51 (Ella Fitzgerald Sings the Duke Ellington Song Book – Verve)

ДС: - «Caravan» - Элла Фитцджеральд и оркестр Дюка Эллингтона. 57 год, Нью-Йорк

Спасибо всем нашим радиослушателям, оставившим комментарии на передачу по заявкам! Посылайте их и в дальнейшем! Главное, отыскать нужное в архиве ДС!
Второй легендарной попыткой добраться до Африки была столь популярная композиция Диззи Гиллеспи, «Ночь в Тунисе». В том, что Diz the Wiz действительно там побывал, сомневаются практически все историки джаза. Так что, видимо, Диззи, как и караван Тизола, переместился в Магриб, не двигаясь с места. Но пьеска и впрямь похожа на южную североафриканскую ночь. Не хватает цикад, криков муэдзинов, но запах жасмина, без которого себе трудно представить те края, всё же пробивается…
Случайно в гостях, в ночной электричке, на сухогрузе, ползущем через океан или просто дома в удобном кресле вы слушаете еженедельное без правил свингующее «Время Джаза». На коротких и средних «Свободы», через спутники Hotbird и ASIASAT-3 или же с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в почти весеннем Париже – Дмитрий Савицкий.

3. Dizzy Gillespie - A Night In Tunisia – 3:07 (Dizzy Gillespie - Most Important Recordings 1937-1957 - Victor)

ДС: «A Night In Tunisia», «Ночь в Тунисе» - 6 февраля 1946 года, Нью-Йорк. Оркестр Гиллеспи с Диззи – труба; Дон Байез – тенор-саксофон; Милт Джексон - вибрафон; Эл Хейг – фортепьяно; Билл де Аранго – гитара; Рей Браун – контрабас и Джей Си Херд – ударные.
Диззи Гиллеспи написал «Ночь в Тунисе» в 42 году и впервые эта бибоповая композиция была сыграна оркестром пианиста Ёрла Хайнса.
Вот самая знаменитая версия «A Night In Tunisia»:

4. Charlie Parker - A Night in Tunisia – 3:06 (Charlie Parker - Complete Savoy & Dial Sessions)

ДС: «A Night in Tunisia» - септет Чарли Паркера с Майлзом Дейвисом на трубе; Птицей – на альт-саксофоне; Лаки Томпсоном на теноре; Арвином Гаррисоном – на гитаре; Додо Мармароза – фортепьяно; Вик МакМилан – контрабас и Рой Потер – ударные. Все тот же 46 год, 28 марта, Лос-Анджелес.
И дабы покончить с финикийцами, я предлагаю вокальную версию Эллы Фитцджеральд. Классической же вокальной считается исполнение Сары Вон. На мой взгляд, обе версии достойны вздохов и аплодисментов:

5. Ella Fitzgerald - A Night In Tunisia – 4:06 (For The Love Of Ella Fitzgerald Monuments of Swing – VERVE)

ДС: - «Ночь в Тунисе» Гиллеспи и Папарелли. Элла Фитцджеральд и квартет пианиста Лу Ливи. Хёрб Эллис – гитара; Джо Мондрагон – контрабас и Стэн Ливи – ударные. 24 июня 61 года, Лос-Анджелес.

Диззи написал не мало псевдо-африканских пьесок. Он написал нечто вроде сюиты длиной в 7 минут «Africana», но это всё те же джунгли «Cotton Club’a», трубящие слоны, барабаны и извивающиеся флейты. Африка без Африки. На самом деле первым джазменом World Music, согласно Йоахиму Берендту, был Джон Колтрейн с его умопомрачительными пьесами, такими, как «Африка» с диска «AfricaBrass или «Бразилия» и «Индия» (альбом из 4-х си-ди «Полное собрание записей 1961 года - Village Vanguard Recordings»). Вторым, как пишет Берендт, «катализатором», был Дон Черри. Но сегодня мы затрагиваем воображаемое музыкальное движение джазменов в сторону Африки и иных краев и - современных исполнителей. Первый импульс и – последствия.
История джаза на частотах «Свободы»: от ранних дней регтайма до Нового Орлеана, дикси, Чикаго и Канзаса, до Нью-Йорка, бибопа, кула, джаза Западного побережья, до хард-бопа, авангарда и того, что нынче называют World Music или World Fusion. Вы можете слушать на нас на коротких и средних, на ваших смартфонах и таблетках, а так же с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.

6. Omar Sosa – Tumborum – 5:14 (Omar Sosa - Omar Sosa - Afreecanos - World Village - Harmonia Mundi)

ДС: - «Tumborum» - Омара Соса. Его же оркестр более, чем экзотических инструментов, вроде калимбы, чивоковоко, нгони, бата оконколо и т.д. Вокал Лазаро Галларага. Диск Омара Сосо «Afreecanos», «Мировая Деревня». На этом си-ди Соса соединил в одно бразильскую, кубинскую, сенегальскую, музыку; музыку Мозамбика, Гвинеи и Мали. Сам Омар Соса играет на фортепьяно. Он родился на Кубе в 65 году, учился в Национальной Школе Музыки в Гаване, затем выступал в городах Эквадора, откуда он и перебрался в Сан-Франциско. Если сузить направление его джазового фьюжн, то это в основном Куба, Бразилия и афроамериканцы. То есть правнуки и внуки рабов и пан-афрриканская музыка и ее ритмы.

7. Rabih Abou-Khalil - Dog River – 4:25 (Rabih Abou-Khalil - The Sultan's Picnic – ENJA)

ДС: «Dog River» - легко узнаваемого Раби Абу-Халила, его диск «Пикник Султана». Сам Раби Абу-Халил автор композиции, лидер и мэтр уда. Хоуард Ливи – гармоника; Кенни Уиллер – труба; Чарли Мариано – альт-саксофон; Мишель Годар – туба; Стив Своллоу – контрабас; Марк Нозиф – ударные; Милтон Кардона – барабаны конгас; Набил Хаят – рамные барабаны. Запись 94 года. Раби Абу-Халил остается лидирующим музыкантом Jazz Fusion, хотя подчас его вариации грешат повторяемостью; это вариации на тему себя самого. Но все равно он остается гигантом ближневосточной музыки, слившейся с джазом. Раби Абу-Халил живет в Германии.

Скорее всего World Music и World Fusion будут в ближайшие годы самой живой ветвью джаза. Планетарная деревня, как плющом, зарастает джазом, не в ущерб местной растительности. Но World Fusion – рискованный жанр! Не все можно, скажем, «джазофицировать»! Нужно, чтобы местный фольклор аукался с джазом, чтобы у них было бы некое потенциальное родство. Малик Меззадри, уроженец Гваделупы, великолепный флейтист и он играет настоящий джазовый фольклорный фьюжн. Его не так уж просто запустить в эфир! Его вещи медленны и полны осторожной тишины. Корейская певица Юн Сан Нах, несомненно – джазовая певица. Мне она напоминает Барбару Стрейзанд, сбежавшую в джаз – благо по соседству…. Ануар Брахем, как и «Волшебный» Малик, играет с тишиной и затяжными ритмами. Разница лишь в том, что он играет не на флейте, а на уде. Бебо и Чучо Вальдес, отец и сын, играют настоящий джаз, стыкующийся с Биллом Эвансом или Эдди Хиггинсом, они играют классические стандарты, но они играют и чисто кубинский джаз. Я называю лишь тех музыкантов, чьи диски лежат у меня в данный момент на столе, но в последнее время музыкантов фольклорного джаза становится все больше и больше.
Я, к примеру, попробую как-нибудь собрать программу, в которой французские джазовые гитаристы играют музыку Жоржа Брассанса. Но Брассанс не фольклор! Верно! Но Брассанс из запрещенного когда-то – стал фольклором!
Финишная прямая «Времени Джаза», волны «Свободы», спутники Hotbird и ASIASAT-3 и наш сайт svobodanews.ru. У микрофона в городке на Сене – ваш ДС.
8. Ahmed Abdul-Malik - La Ibkey – 5:51 (Ahmed Abdul-Malik - East meets West - RCA)

ДС: «La Ibkey», «Не плачь!» - композиция Ахмеда Абдула-Малика, американского контрабасиста и удиста. Он родился в Бруклине в январе 1927 года. Его родители – выходцы из Судана. В семидесятых годах Абдул-Малик работал учителем музыки там же, в Бруклине под руководством Эндрю Лайотта, композитора, автора семи опер, хоралов и камерной музыки. Абдул-Малик стал на какое-то время учеником Эндрю Лайотта, который преподавал оркестровку и композицию. Ахмед Абдул-Малик был контрабасистом у Арта Блейки, Ренди Уестона и Теллониуса Монка, называя самых известных джазменов. Он так же выступал в Южной Америке в программах государственного департамента США по культурному обмену и участвовал в африканских джазовых фестивалях в Марокко.
Эта композиция, «Не плачь» была записана в 59 году для винила «RCA» «Восток встречается с Западом». Ахмед Абдул-Малик, лидер и контрабасист, играл в данном случае с такими боперами, как Ли Морган – труба; Бенни Голсон и Джонни Гриффин – тенор-саксофоны; Наим Караканд – скрипка; Ахмед Йетман – канун, древний струнный щипковый инструмент с трапециевидным корпусом; Эл Хээрвуд – ударные и Майк Хэмуэй и Билал Абдурахман – дарабука, так же старинный небольшого размера барабан, распространенный в странах Ближнего Востока и в Египте.
Расстанемся мы на композиции ударника Роя Брукса-Младшего «The Smart Set» в исполнении трио Уильяма Эманюэля Хаделстона, который после перехода в ислам в 1950, году получил имя Юзефа Латифа. Латиф родом из той самой Чаттануги, что в штате Теннесси. Латиф был одним из пионеров американского джаза, игравшим в восточном стиле с доподлинным знанием музыки Ближнего Востока и ее ритмов. Брукс-Младший написал эту пьеску в ритме 5 на 4. Итого: Юзеф Латиф – тенор-саксофон; Хью Лосон – рояль и Рой Брукс – ударные. Запись сделана Руди ван Гельдером в июне 66 года.

9. Yusef Lateef - The Smart Set – 7:31 (Yusef Lateef - The Golden Flute – IMPULSE)

Что ж, на этом сегодняшнее «Время Джаза» подошло к концу. Я буду снова на ваших частотах ровно через неделю. Подкаст вы найдете на нашем сайте svobodanews.ru. Всех вам благ, удачной и веселой недели, чао, бай-бай!

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG