Ссылки для упрощенного доступа

Президентские выборы и "тулузский стрелок"


Президент Саркози на похоронах десантников в Монтобане
Президент Саркози на похоронах десантников в Монтобане
До первого тура президентских выборов во Франции осталось меньше месяца. Могут ли недавние трагические события на юго-западе страны, где террорист Мохаммед Мера убил семь человек, повлиять на исход голосования?

20 марта, когда Мохаммед Мера ещё сидел забаррикадировавшись в тулузской квартире, окружённый спецназовцами, в нескольких десятках километрах от Тулузы, в Монтобане, на похоронах трёх убитых тем же террористом десантников собрались шесть кандидатов в президенты. Николя Саркози, Франсуа Олланд, Франсуа Байру, Марин Ле Пен, Ева Жоли и Николя Дюпон-Эньян. Сложно представить себе другой повод, который мог бы свести в одно время и в одном месте этих политических противников. В тот момент все они хотели донести до французов единственное послание: перед лицом национальной трагедии мы едины.

Но перемирие длилось не долго. Уже 21 марта, после штурма и смерти террориста, из лагеря "левых" зазвучала критика. Призывы к отставке министра внутренних дел Клода Геана, саркастические замечания на тему того, что операция по захвату одного террориста длилась так долго. И вопросы.

Почему за Мохаммедом Мера, который уже был на заметке у спецслужб в связи с его поездками в Афганистан и Пакистан, не была организована слежка? Почему его не арестовали после первых двух убийств военнослужащих, когда его имя уже появилось в списках подозреваемых? В ответ на это "правые" стали упрекать социалистов в непоследовательности: социалисты никогда не поддерживали законодательные инициативы по борьбе с терроризмом, считая их идущими вразрез со свободами граждан, а теперь ставят под сомнение работу спецслужб и ищут слабые места.

Убийства в Тулузе и Монтобане раз и навсегда изменили повестку дня этой предвыборной кампании. Сегодня уже с трудом верится в то, что всего несколько недель назад чуть ли не главной темой кампании была проблема халяльного мяса. Тема, безусловно, важная, но занявшая непропорционально большое место в предвыборных дебатах. О том, как тулузская трагедия может повлиять на ход избирательной кампании и на исход голосования в интервью Радио Свобода рассказал Стефан Зумстег из французского института общественного мнения IPSOS:

– Тема безопасности до сих пор не являлась приоритетной, в то время как пять лет назад, во время прошлой президентской кампании, это была центральная тема. После того, что произошло, эта тема снова выйдет на первый план. Проблема безопасности станет одним из главных вопросов, волнующих французов. И это может повлиять на то, как французы будут голосовать. Традиционно, когда мы задаем французам вопросы, связанные с проблемами безопасности, то они высказывают больше доверия "правым", чем "левым".

Таким образом, можно предположить, что это выгодно Николя Саркози. Но я бы сказал, что ему это выгодно даже не потому, что он из лагеря "правых", а потому что он действующий президент. Вне зависимости от этой тематики безопасности, то что произошло, было воспринято как национальная трагедия. Вокруг этой трагедии народ сплотился. И здесь взял слово президент республики. И как бы цинично это не звучало, ему достается так сказать "президентская премия". Каким бы он ни был, но именно президента республики считают наиболее подходящим человеком для того, чтобы сплотить французов в такой сильный эмоциональный момент, – полагает Стефан Зумстег.

22 марта, практически сразу же после завершения операции спецназа и сообщения о смерти Мохаммеда Мера, Николя Саркози объявил о том, что примет дополнительные меры по борьбе с экстремизмом:

– Отныне каждый человек, регулярно посещающий сайты, пропагандирующие терроризм или призывающие к ненависти и насилию, будет уголовно наказуем. Каждый человек, который отправляется зарубеж и подвергается там идеологической обработке, ведущей к терроризму, будет уголовно наказуем. Распространение и пропаганда экстремистских идеологий будут наказываться как преступление, входящее в уголовный кодекс, с применением средств, которые уже используются в борьбе с терроризмом.

Вместе с премьер-министром мы попросили министра юстиции провести обстоятельное изучение того, как такие идеологии распространяются в тюремной среде. Мы не можем допустить, чтобы наши тюрьмы стали почвой для пропаганды идеологий ненависти и терроризма, – заявил Николя Саркози.

По последним данным опросов общественного мнения Николя Саркози уже опережает своего главного соперника социалиста Франсуа Олланда. Тот был лидером президентской гонки в течение нескольких месяцев. Есть ли у кандидата-социалиста шанс снова выйти вперед? И как отразится тулузская трагедия на популярности кандидата от ультра-правой партии "Национальный фронт" Марин ле Пен?

Прогнозы делать сейчас не берется никто. Но французские журналисты вспоминают другие президентские выборы – 2002 года. И случившееся в городе Орлеане за три дня до первого тура выборов криминальное происшествие, которое повлияло на результаты голосования. На семидесятидвухлетнего старика Поля Вуаза напали двое субъектов. Сначала они попытались вымогать у него деньги, потом жестоко избили, подожгли его дом и скрылись. В следующие три дня французские каналы наперебой показывали интервью с сидящим посреди пепелища избитым, с покрытым синяками лицом Полем Вуазом. "Дед Вуаз" стал символом проблемы с безопасностью. А, по мнению ряда политиков и журналистов, благодаря растиражированной в средствах массовой информации истории Жак Ширак получил больше голосов, а социалист Льонель Жоспен вообще не смог выйти во второй тур, пропустив вперед кандидата от "Национального фронта" Жан-Мари Ле Пена.
XS
SM
MD
LG