Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Кара-Мурза - о встрече лидеров США и России


На переговорах в Сеуле между Медведевым и Обамой также речь шла о ядерных программах Ирана и Северной Кореи.
На переговорах в Сеуле между Медведевым и Обамой также речь шла о ядерных программах Ирана и Северной Кореи.
В Сеуле в понедельник, 26 марта, на переговорах между главами двух госудраств президент США Барак Обама заявил о готовности Вашингтона обсуждать с Россией дальнейшее сокращение ядерных арсеналов двух стран. Была затронута и проблема противоракетной обороны в Европе. Как сообщил Дмитрий Медведев, между сторонами сохраняются разногласия, но достигнута договоренность о продолжении работы экспертных групп.
Владимир Кара-Мурза: Президент России Дмитрий Медведев в понедельник прибыл на саммит по ядерной безопасности в Сеул и уже провел переговоры со своим американским коллегой Бараком Обамой. Президенты разговаривали за закрытыми дверями, однако после беседы сделали ряд заявлений для прессы. В частности, объявили о сближении по сирийскому вопросу, который, как признают американцы, является в настоящий момент главным камнем преткновения в отношениях России и США. Кроме того, Медведев дал понять, что при нем отношения с США развивались успешнее, чем во время президентства Владимира Путина.
Встреча с Обамой в Сеуле - последняя для Медведева в качестве президента России. Уже в мае он уступит пост Путину, и лидер США объявил, что готовится решать важнейшие вопросы двусторонних отношений именно с ним. Медведев оценил последние три года в отношениях России и США как лучшие за десятилетие, несмотря на разные оценки перезагрузки. В свою очередь Обама оценил как очень продуктивную работу, которая была проделана в последние три года. Президенты России и США не сумели договориться по наболевшим вопросам ЕвроПРО. Однако оптимизма Дмитрий Медведев не теряет: время прийти к общему знаменателю еще есть. Медведев также отметил, что имеющийся опыт переговоров поможет найти консенсус. Барак Обама заметил со своей стороны, что работа предстоит большая. "Сейчас наступило время, когда наши технические специалисты, наши команды начнут дискуссии по техническим вопросам". Напомним, что из-за проблем, связанных с ПРО, может сорваться саммит Россия-НАТО.
О том, чем заканчивается трехлетие перезагрузки, в день последней встречи нынешних лидеров США и России говорим с заместителем директора Института США и Канады Российской академии наук Виктором Кременюком и руководителем Центра Североамериканских исследований Института всеобщей истории Российской академии наук Владимиром Согриным. Какие проблемы достанутся в наследство преемнику Дмитрия Медведева Владимиру Путину и, очевидно, избранному в этом году президенту США?

Виктор Кременюк: Зависит от того, как они будут формулировать свои задачи. Проблемы, как жить дальше, как строить отношения, как формулировать отношение друг к другу, будем ли мы соперничать, будем ли мы сотрудничать, будем ли каким-то образом сохранять равное удаление. Эти вопросы так и не решены, несмотря на трехлетние перезагрузки, несмотря на обещания, что перезагрузка сдвинет отношения между нашими странами куда-то дальше. Они так и остались нерешенными. Захотят ли их решать новая пара лидеров – это пока еще большой вопрос.

Владимир Кара-Мурза: С какими итогами наши страны подходят к окончанию президентского срока Дмитрия Медведева?

Владимир Согрин: По этому вопросу велись очень серьезные дискуссии и высказывались разные мнения как в нашей стране, так и в Соединенных Штатах Америки. В США было немало голосов, в первую очередь от консервативных организаций, которые говорили, что перегрузка не состоялась, она стала катастрофой, она полностью провалилась. Они делали упор на традиционную идею о том, что в России не соблюдаются права человека, что по этому вопросу США не сумели перегрузить отношения. Они делали упор на то, что Россия ведет себя не так, как хотели бы США, в отношении Грузии. Ряд других вопросов. И у нас тоже, пожалуй, больше было тех, кто говорил о неудаче, крахе перезагрузки, но уже обвиняя американскую сторону, называя общеизвестные факты, связанные с Ливией, с ПРО и некоторые другие. Каждая сторона, на мой взгляд, выбирала то, что ей не нравилось. С моей точки зрения, я думаю, что немало специалистов ее разделяют, по совокупности, действительно, за эти три года был сделан большой шаг вперед. Но я бы не уменьшал, не отрицал того, что было сделано раньше. Ведь еще в 2001 году Путин первый позвонил Бушу-младшему и изъявил готовность сотрудничать в войне с терроризмом. С тех пор отношения развивались по восходящей линии. Последние три года, конечно, принесли может быть больше достижений, несмотря на 2008 год, когда были события в Грузии, но по совокупности они принесли больше достижений, чем предшествующие годы. Так что, безусловно, перезагрузка удалась.

Владимир Кара-Мурза: Станислав Белковский, учредитель Института национальной стратегии, отмечает положительную роль перезагрузки.

Станислав Белковский: Перезагрузка Медведев – Обама заключалась в изменении психологической атмосферы отношений между Москвой и Вашингтоном. Фактически Владимир Путин не был антиамериканским президентом. Несмотря на ястребиную риторику, во всех стратегических вопросах он следовал в фарватере США. Дмитрий Медведев был важен как политик, которого можно предъявить избирателям Соединенных Штатов и Евросоюза в качестве позитивной альтернативы Владимиру Путину. Дело не в том, что западные политики не могли иметь дело с Путиным, могли, но они не могли оправдать свое сепаратное взаимодействие с Путиным перед лицом своих избирателей, а взаимодействие с Медведевым оправдать могли. Поэтому перезагрузка – это курс Путина в праздничной обертке. И в этом смысле она сыграла свою позитивную роль и для Запада, и для России.

Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG