Ссылки для упрощенного доступа

Сколько Дней дурака в джазовом календаре?


Первое апреля для одних "День дураков", которых "зазывают мыть львов в Тауэре", для других это день "Апрельской рыбки", "Poisson d’Avril", когда розыгрышам конца края не видно.

Первое апреля для одних "День дураков", которых "зазывают мыть львов в Тауэре", для других это день "Апрельской рыбки", "Poisson d’Avril", когда розыгрышам конца края не видно.

Во времена относительно древние проказники-школяры в Париже пытались приколоть к пальто какого-нибудь зеваки тухлую селедку, подобранную в канаве возле рыбной лавки. В наши санитарно-суровые времена возле рыбных лавок не найдешь и дохлой креветки… Так что лицеисты первого апреля способны приклеить скотчем вам на пиджак бумажную рыбку, раскрашенную всеми цветами радуги, не более. День дурака или день Апрельской Рыбки?

Среди бесчисленных джазменов-хохмачей, любителей розыгрышей и подчас тяжеловесных шуток, Роланд Кёрк был почти что единственным, шутившим, хохмившим, устраивавшим клоунаду на сцене – в самой музыке, самой музыкой…


По словам английского саксофониста и хозяина знаменитого джаз-клуба в Лондоне Ронни Скотта, Кёрк подчас раздавал публике сотни полицейских свистков и просил их дуть что есть силы, что "превращало клуб в настоящий и солидный сумасшедший дом". Рахсаан Кёрк более чем часто добавлял носовой звук, особенно играя на флейте. Но любил он и просто "работать голосом": криками, всхлипами, восклицаниями. Соперничать с ним, чисто музыкально, могли лишь Чарли Мингус и Диззи Гиллеспи.

За редкими исключениями (сольные исполнители) джазмены всегда играли вместе: трио, квартеты, септеты, комбо, оркестры, иногда крошечные, иногда не умещавшиеся на сцене. В большинстве случаев, особенно на заре джаза, это были коллективы афроамериканцев, креолов, белых музыкантов, нырнувших в музыку Нового Орлеана или Сент-Льюиса. И, как во всех коллективах, выступавших в разных городах и клубах, передвигавшихся на автобусах, поездах или караванами машин, у джазменов вскоре установились свои классические по форме и международные по содержанию, отношения: подколки, розыгрыши и хохмы. Чаще всего контекст этих отношений либо локален и почти непереводим, либо довольно прост, если не примитивен, а значит и интернационален. Билл Кроу в своей книге "Джазовых анекдотов" объединяет их в две главы "Goofs" и "Pranks". Первыми могли быть и весьма крутые комментарии, и срыв выступлений, вторыми - так называемые "хохмы на практике", то есть розыгрыши и подчас весьма суровые…

В каком-то смысле "День дурака" или "Poisson d’Avril", "День Апрельской Рыбки", музыканты отмечали 365 дней в году.

Подробно - в очередной программе "Время джаза", которая выйдет в радиоэфир 1 апреля в 23:00 мск.

Слушайте "Радио Свобода"
XS
SM
MD
LG