Ссылки для упрощенного доступа

Ульяновские страсти вокруг НАТО




В Ульяновске представители левых сил протестуют против планов развернуть на территории аэропорта "Ульяновск-Восточный" перевалочный пункт НАТО для обратного транзита невоенных грузов из Афганистана в Европу. В городе состоялось уже четыре митинга и пикета под лозунгом "Нет базе НАТО". Министр обороны России Анатолий Сердюков ранее заявлял, что перевалочный пункт НАТО в Ульяновске не будет базой, а его создание "отвечает интересам военной безопасности России". Руководству Ульяновской области нравится экономическая сторона проекта, поскольку транзит будет коммерческим. Но митингующих патриотов эти аргументы не убеждают. Необходимость открыть перевалочный пункт в Ульяновске возникла в связи с предстоящим выводов войск НАТО из Афганистана. Это будет один из путей обратного транзита грузов. Аэропорт "Восточный" выбран потому, что он имеет пятикилометровую взлетно-посадочную полосу и способен принимать большегрузные самолеты. К аэропорту подходит железнодорожная ветка, контейнеры будут перегружаться на железнодорожные платформы под присмотром ульяновских таможенников. Хотя соглашение еще не подписано, план вызвал болезненную реакцию коммунистов и патриотов. Глава оборонного комитета Госдумы Владимир Комоедов вынужден был напомнить, что транзит грузов через территорию России для нужд сил безопасности осуществляется уже не первый год в рамках международных соглашений, и отказ от них подорвал бы репутацию России как надежного партнера. Но люди, которые пришли на митинг "Нет базе НАТО", не хотят отдавать ни пяди российской земли вероятному противнику даже на время.



Митинг в Ульяновске "Нет базе НАТО" 26 марта
Митинг в Ульяновске "Нет базе НАТО" 26 марта
Вот что говорили участники протестных акций: – Эти грузы мы не контролируем… Вдруг кто-то пульнет из чего-то по Ульяновску.

- НАТО – это военный блок, и говорить, что там будут мирные грузы, – я очень в этом сомневаюсь.

– Наркотиками здесь все заполонят. Посмотрите, сколько было наркотиков в Афганистане до американцев, и сколько стало после того, как они туда пришли. И как американцы ведут себя на чужих территориях. Я даже про наших девочек боюсь думать, что за доллары с ними сделают.

– Вы хотите сказать, что НАТО – это самый миролюбивый блок, который постоянно бомбит – то Ирак, то Югославию, то Ливию? Теперь до нас добираются. Наше мнение, что НАТО нечего делать на нашей земле – не только в Ульяновске, вообще в России.

Сергей Гогин: Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов считает проект выгодным: ведь транзит каждого натовского контейнера принесет России 5-6 тысяч долларов. Морозов предвидит создание нескольких тысяч рабочих мест. Это будет толчок в развитии аэропорта, говорит он, это работа для ульяновской авиакомпании "Волга – Днепр", которая заплатит вдвое больше налогов. Но лидер ульяновских коммунистов Александр Кругликов называет коммерческую составляющую проекта "торговлей национальными интересами":

Александр Кругликов: Вопросы нашей безопасности – выше коммерческих соображений, и они не стоят никаких американских денег. Мы настаиваем на проведении референдума в Ульяновской области и в целом в стране. Надо спросить свой народ. Морозов не должен быть швейцаром НАТО.

Сергей Гогин: Ульяновский политолог Николай Васин считает, что перевалочный пункт НАТО – выигрышная тема для коммунистов, потому что намек на внешнюю угрозу сплачивает их электорат:

Митинг в Ульяновске "Нет базе НАТО" 26 марта
Митинг в Ульяновске "Нет базе НАТО" 26 марта
Николай Васин: Во-первых, речь не идет о базе. Россия никогда не допустит создания на своей территории какой-то базы и нахождения иностранных войск, за исключением совместных учений. НАТО сегодня выполняет в Афганистане очень большой объем задач в интересах России. Если бы не НАТО, то неизвестно как бы развивалась ситуация в Средней Азии. Войска НАТО в какой-то степени отвлекли на себя исламский фундаментализм. В данном вопросе они выступают как наши союзники. Но с союзниками надо выстраивать определенные отношения. Да, мы поставляем им нашу боевую технику за их деньги, потому что наша техника знакома афганской армии. Относительно отправки наших военнослужащих – мы отказались. Развивать такие отношения надо. Более того, я бы хотел, чтобы американцы задержались в Афганистане подольше, чтобы у нас была передышка для того, чтобы мы сумели поставить на ноги ОДКБ и реально обустроить наши южные границы.

Военный обозреватель Александр Гольц так ответил на основные опасения противников транзитного пункта НАТО в Ульяновске:

Александр Гольц: Американские войска по ряду обстоятельств не являются главным источником поставки наркотиков. Куда больший наркотрафик идет по железнодорожным путям из Таджикистана и Киргизии. Что касается усиления разведдеятельности, я не очень понимаю, что такого особенного есть в Ульяновске, чтобы вражеские разведслужбы изо всех сил туда стремились. Я бы задал другой интересный вопрос. Россия всячески борется против иностранного военного присутствия в странах СНГ. Россия считает своим дипломатическим успехом принятое в декабре 2011 года решение ОДКБ о том, что иностранные военные объекты могут размещаться на территории этих стран только с согласия всех членов ОДКБ. То есть Россия позволяет себе то, что запрещает другим? Для России чрезвычайно важна политическая составляющая соглашения, поскольку американцы будут готовы закрыть глаза на многое, лишь бы обеспечить безопасный транзит из Афганистана через Россию. Давайте называть вещи своими именами: это возможность держать американцев за горло. Сегодня Обама чрезвычайно мягок в отношении к России. Но даже если к власти придут республиканцы, то никакого ухудшения отношений не произойдет, хотя бы ради того, чтобы сохранить важнейший путь афганского транзита.
XS
SM
MD
LG