Ссылки для упрощенного доступа

Сара, Билли и Элла


Все три, столь великие, столь уникальные, столь по-разному гениальные, родились весной: Сара Вон 27 марта 1924 года, Билли Холидей 7 апреля 1915 года, Элла Фитцджеральд 25 апреля 1918 года. Сара – в Ньюарке, в Нью-Джерси, Билли в Балтиморе, Мериленде, а Элла в Ньюпорте, штат Вирджиния. Все они завоевали нью-йоркскую сцену, затем – всеамериканскую, затем – мировую.

В чем их разница и в чем их сходство?

Билли была светлокожей; её подчас "подкрашивали", ибо в те времена на юге США "почти белой" певице негоже было петь с оркестром черных музыкантов. Сара, пожалуй, единственная из трех, выросшая в относительной стабильности, без ужасов бедности и насилия (как Билли) или настоящего клошарства (как Элла).
Билли звали "Леди Дей", Сару – "Божественная Сара Вон", Эллу – "Первой леди джаза" или просто – "Леди Элла".

Сара Вон, в отличие от Эллы, которая создает только ей свойственную глубокую и душевную лиричность, более feline, как сказали бы французы, в ее любовных балладах есть нечто кошачье, но если она мяукает, (что она любит делать), то, вторя саксофону. Среди трех джазовых див Билли Холидей занимает особое место. Ее детство и юность были кошмаром: мытье полов у белых хозяев, изнасилование, колония для малолеток, переезд в Нью-Йорк, проституция, тюрьма и, наконец, работа за чаевые певицей в Log Cabin в Гарлеме, где ее и заметил продюсер и охотник за талантами Джон Хэммонд.

Билли была первой певицей, как пишет Йохаим Берендт, "понявшей, хоть и подсознательно, что не только голос – инструмент, но и микрофон. Она была первой вокалисткой, сообразившей, что микрофон требует совершенно иной техники самовыражения".Вокалисты, не постигшие этот секрет, совершенно впустую использовали личные вокальные приемы, микрофон их просто не брал.

Джон Хэммонд организовал первую запись Леди Дей, как прозвал её позже Лестер Янг. Билли пела с комбо Бенни Гудмена. С 38 года она была солисткой в белом оркестре Арти Шо и была вынуждена входить в клуб, где пела, через черный ход. Позже, когда она стала солисткой черного оркестра Каунта Бейси, ситуация превратилась, как я уже упоминал, в противоположную: она была слишком светлокожей для афроамериканского оркестра. В обоих случаях это было унизительно, но в Детройте, выступая с Бейси, Билли должна была использовать грим, чтобы стать "смуглее".

В последние годы жизни, а Билли умерла в возрасте 44 лет, голос ее потерял силу, надтреснул, стал ближе к речитативу. Но, как ни странно, сила эмоционального выражения и пронзительная человечность не исчезли. Она все еще была великой. Большинство историков джаза ставят Билли в центр или на самую вершину джазового вокала.

Подробно - в очередной программе "Время джаза", которая выйдет в радиоэфир 8 апреля в 23:00 мск.

Слушайте "Радио Свобода"
XS
SM
MD
LG