Ссылки для упрощенного доступа

Эксперты - о перспективах открытия шельфов


Правительство России может отменить монополию государственных нефтегазовых компаний на работу в шельфовых проектах, допустив в них частных производителей. Впрочем, не исключают эксперты, концерн "Газпром" в ходе этой реформы может лишиться и других своих привилегий.

Глава российского правительства Владимир Путин предложил своим подчиненным "проработать условия", позволяющие допустить к работе на морском континентальном шельфе "чисто" российские компании. Это заявление он сделал на совещании по развитию отрасли сразу после того, как руководители четырех работающих в стране частных нефтегазовых производителей – "ЛУКОЙЛа", "Сургутнефтегаза", "Башнефти" и ТНК-ВР – обратились к нему с просьбой расширить их права.

С 2008 года на участие в шельфовых проектах в России могут претендовать только контролируемые государством компании, имеющие, как минимум, пятилетний опыт такой работы. На сегодня этим требования соответствуют лишь "Газпром" и "Роснефть", однако доля добываемых ими на шельфе углеводородов остается незначительной. Говорит аналитик инвестиционной группы "КапиталЪ" Виталий Крюков:

– Доля шельфовых проектов в общей добычи нефти и газа составляет от 3 до 6 процентов. Сегодня всем, в том числе, и государству стало очевидно, что государственные компании не способны нести все бремя капитальных инвестиций в шельфовые проекты – как финансово, так и технологически.

Поэтому требуется привлечение в шельфовые проекты частного бизнеса – это позволило бы ускорить освоение шельфа и привлечь к этому более широких круг инвесторов, - полагает Виталий Крюков.

Впрочем, как считают эксперты, крайне малая доля шельфовой добычи нефти и газа в России связана не столько с действующими ограничениями по допуску к таким проектам, но и с существующими налоговыми режимами, не стимулирующими инвестиции в них. Правительство периодически обсуждает планы введения налоговых льгот для отдельных месторождений, но пока дальше разговоров, по словам партнера и аналитика компании RusEnergy Михаила Крутихина, дело не идет:

– Пример этому – Штокмановский проект, который 29 марта должен был получить окончательное инвестиционное решение. Однако он его не получил по причине того, что правительство отказалось предоставлять этому проекту налоговые льготы, без которых он будет просто экономически нерентабельным.
Вместо этого правительство около месяца назад приняло решение разработать программу для всех шельфовых проектов – чтобы не выделять из них Штокман. То есть, для всех шельфовых проектов будет принят какой-то единый режим налогообложения. Однако о его сущности в правительстве пока идут споры, и каким он будет, пока предсказать сложно, – объясняет Михаил Крутихин.

Премьер Владимир Путин в четверг подтвердил, что правительство готово не только допустить частные нефтегазовые компании к работам на шельфе, но и предоставить участникам таких проектов специальные налоговые льготы. Это, по его оценке, позволит в течение 30 лет привлечь в отрасль около 500 миллиардов долларов.

– Конечно, для того, чтобы привлекать в шельфовые проекты сотни миллиардов долларов инвестиций, требуется модификация налогов, и снижение налогового бремени – в зависимости от их экономики, - указывает Виталий Крюков. – Ведь шельфовые проекты бывают разными: есть более сложные на глубоководном шельфе, есть менее сложные – на мелководном шельфе. Поэтому налоги должны модифицироваться в зависимости от сложности проекта и его экономики.

В ходе этой реформы, не исключают эксперты, части своих особых преференций может лишиться и концерн "Газпром", владеющий сегодня не только транспортной инфраструктурой, но и сохраняющий за собой право монопольного экспортера. В этих условиях новые независимые производители газа, в том числе, и с шельфовых месторождений, по словам Виталия Крюкова, с ним конкурировать не могут:

– Экспортная монополия на газ - это уже атавизм и пережиток прошлого. Нам надо двигаться дальше по пути большей либерализации газового рынка и отказываться от монополий - как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Частные компании они ведь российские, и приносят доходы в российский бюджет. Поэтому они должны иметь более широкий доступ – и на внутренний рынок, и на экспортный.

Решатся ли российские власти на отмену экспортной монополии "Газпрома"?

- Это, конечно, мечта, – говорит Михаил Крутихин. – Но "Газпром" у нас является организацией, на которую не распространяются никакие законы, за исключением тех, что обеспечивают ему монопольное положение. Даже проект "Ямал-СПГ", поощряемый правительством и приоритетный для него, получил в будущем возможность экспортировать свой сжиженный природный газ только через "Газпром". То есть, они фактически будут продавать газ "Газпрому", а тот будет его реализовывать на рынке, возвращая часть выручки производителю.

То есть, даже для такого "блатного" проекта была придумана подобная хитрая схема. Что будет с остальными проектами – пока не ясно. Но ведь это один из столпов энергетической политики Владимир Путина – каким образом он будет сам его выкорчевывать, я сейчас не представляю…

Впрочем, как считает Михаил Крутихин, не следует ожидать быстрого выполнения поручений, которые дал правительству Владимир Путин. В лучшем случае, по его словам, необходимые для этого законы вступят в силу с начала следующего года:

– Для того, чтобы позволить каким-то компаниям кроме "Газпрома" и "Роснефти" работать на шельфе, необходимо будет радикальным образом изменить законодательство. Но нужно учитывать, что до лета наши законодатели будут заниматься перестановками в правительстве, затем начнутся летние каникулы. Поэтому в самом лучшем случае они приступят к рассмотрению законопроектов в осеннюю сессию.

Схожего мнения придерживается и аналитик инвестиционной компании "КапиталЪ" Виталий Крюков. В правительстве же о сроках подготовки необходимых законодательных инициатив пока вообще ничего не говорят.
XS
SM
MD
LG