Ссылки для упрощенного доступа

Церковь между властью и обществом: Грузия


Поддержкой Православной церкви в Грузии пытаются заручиться самые разные политические силы
Поддержкой Православной церкви в Грузии пытаются заручиться самые разные политические силы
Громкие скандалы вокруг Русской православной церкви заставили говорить о ее отношениях с российскими властями и обществом. Радио Свобода решило сравнить положение РПЦ в России с положением крупнейших религиозных организаций в других странах. Сегодня в цикле "Церковь между властью и обществом" разговор о роли православия в Грузии.

Согласно всем опросам общественного мнения, грузинская православная церковь пользуется наибольшим доверием населения страны. Кстати, на втором месте по уровню доверия - министерство внутренних дел.

Сразу после распада СССР и крушения коммунизма церковь в Грузии превратилась в самый важный и влиятельный общественный институт.

Основатель коалиции "За европейскую Грузию" Леван Чолокашвили сказал в интервью РС, что грузинская православная церковь исторически оказывала большое влияние на процессы в стране, но это влияние, по его мнению, не всегда было однозначно положительным.

Грузинских либералов традиционно беспокоит то, что православная церковь пытается монополизировать религиозную жизнь в стране. Известно, что высшие иерархи церкви, включая католикоса-патриарха, выступили категорически против уравнивания в правах всех религиозных организаций.

Примером разногласий между патриархией и властями стало парафирование договора с Турцией о восстановлении в Батуми мечети "Азизие" в обмен на реставрацию древних христианских храмов на востоке Турецкой республики. Патриархия выступила с жёстким заявлением, осудив решение властей о строительстве мечети в Аджарии, где живут грузины-мусульмане.

Леван Чолокашвили считает, что высшая иерархия ГПЦ пытается воспользоваться правами, которые предусмотрены специальным конституционным соглашением (грузинский аналог "конкордата") между церковью и государством. Этот документ был оформлен в 2001 году в древнем храме Светисцховели ещё при президентстве Эдуарда Шеварднадзе:

- На мой взгляд, конкордат, который был оформлен между церковью и государством, даёт огромные права и возможности грузинской церкви. Можно сказать, грузинская церковь пользуется чрезмерными льготами. Надо пересмотреть этот конкордат и поставить в одинаковое положение все религиозные организации, в том числе религиозные меньшинства

Впрочем, независимый эксперт Нана Девдариани утверждает, что "конституционное соглашение" соответствует традиционной роли православной церкви в грузинском обществе:

- Исключительная историческая роль грузинской православной церкви закреплена и в конституции. И как следствие был заключён не конкордат (как иногда некорректно называют этот документ), а конституционное соглашение между государством и церковью. Конечно, Грузия - светское государство. Тем не менее, целый ряд вопросов (образование, культура, историческое наследие) государство должно решать по соглашению с церковью. К сожалению, мы наблюдаем совершенно противоположную картину. Например, то, что происходит вокруг строительства так называемой мечети Азизие - прямое нарушение конституционного соглашения, - сказала Нана Девдариани.

События последних лет подтвердили, что церковь остаётся важнейшим фактором политической легитимации как для властей, так и оппозиции. Обе стороны ищут благосклонности патриарха Ильи, пользующегося непререкаемым авторитетом.

В качестве наглядного примера достаточно вспомнить выступления оппозиции 2009 года: собравшись на национальном стадионе 26 мая, сотни тысяч оппозиционеров двинулись к Собору святой Троицы. Оппозиционные лидеры явно ожидали благословления патриарха на более решительные действия по мирному свержению президента Саакашвили, однако глава церкви проявил осторожность и напомнил о плачевных последствиях гражданского противостояния, после чего те же лидеры подверглись гневному осуждению со стороны митингующих, недовольных попыткой вовлечения святейшего патриарха в политику.

Тем не менее, как подтвердил лидер партии "Новые правые" Давид Гамкрелидзе, политические силы не оставляют попыток заручиться поддержкой патриарха.

Оппозиционная партия "Христианско-демократическое движение" выступила с инициативой объявления православия государственной религией Грузии. Но эта идея пока не пользуется поддержкой большинства политических сил, хотя и весьма популярна в среде паствы.

Социологи утверждают, что несмотря на попытку политиков втянуть иерархов церкви в своё противостояние, грузинская православная церковь по-прежнему больше влияет именно на общественную жизнь. Впрочем, проповеди католикоса-патриарха часто приобретают политический оттенок. Например, в ходе последней пасхальной проповеди глава церкви резко осудил строительство в Тбилиси "домов греха", то есть казино и "Буда - бара", недалеко от места, где, согласно преданию, 8 веков назад погибли 100 тысяч мучеников, отказавшихся в ходе нашествия Джаль Аль ад Дина осквернить икону богоматери.

Кроме того, патриарх выразил возмущение, как он выразился, "пропагандой гомосексуализма" и известным либеральным принципом "разрешено всё, что не запрещено законом", назвав его "максимой ложной свободы".

В качестве иллюстрации влияния церкви и лично патриарха на грузинское общество достаточно привести следующий факт: несколько лет назад патриарх Илья обещал лично крестить каждого третьего ребёнка в семье. Социологи отмечают, что именно с тех пор рождаемость в стране выросла на 18 процентов.
XS
SM
MD
LG