Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Марина Тимашева: В конце апреля в Нью-Йорк едет Малый Драматический Театр –Театр Европы. Везет на гастроли последний спектакль Льва Додина ''Три сестры''. Он был выдвинут на ''Золотую Маску'', но, к удивлению всех специалистов, ее не получил. Будем надеяться, что американские гастроли станут реваншем Малого драматического. Спектакль ''Три сестры'' участвует в программе 150-летнего юбилея Бруклинской академии музыки. Рассказывает Татьяна Вольтская.

Татьяна Вольтская: Гастроли для Малого драматического театра Льва Додина – вещь привычная, часть рабочего процесса. Но, во-первых, ''Три сестры'' - для театра спектакль особенный, а, во-вторых – 150 лет такой организации, как Бруклинская академия музыки, исполняется не каждый день, юбилейные торжества продлятся до декабря. Уже поэтому эти гастроли отличаются от обычных зарубежных поездок, - говорит заместитель директора Малого драматического театра – Театра Европы Дина Додина.

Дина Додина: ''Три сестры'' это, по нашим меркам, недавняя премьера, премьера очень любимая и мы с удовольствием ее везем в Бруклинскую академию музыки, это одна из самых престижных театральных площадок города Нью-Йорка. В этом году нам было еще очень приятно, что Министерство культуры Российской Федерации сочло возможным поддержать эти гастроли, так что, в общем, это большая международная затея.

Татьяна Вольтская: Да, ведь и не только российское министерство культуры поддержало проект, но и Фонд Михаила Прохорова поддержал, и даже Открытое общество, чего мы вообще-то давно не слышали, и сама Бруклинская академия музыки пригласила вас не на 5 спектаклей, как она обычно делает со всеми гостями, в на 10, сделав такое щедрое исключение.

Дина Додина: История нашей любви с Бруклинской академией музыки начинается с нашего американского друга и соратника, нью-йоркского продюсера Дэвида Идона, который в свое время, в 90-е годы, привез в Америку ''Стройбат'', и так с 90-х годов Дэвид все время объясняет своим американским коллегам, что обязательно надо привозить не только ''Лебединое озеро'' и симфоническую музыку, а обязательно нужно привозить русский драматический театр, потому что русский репертуарный психологический театр, наследие Станиславского, это одно из самых сильных художественных проявлений, которые есть в России, и будет жалко, если американцы этого не увидят. В этом году уже 25 лет как художественным директором Бруклинской академии музыки является Джо Мелило, он сказал, что он может позволить себе сделать подарок на этот юбилей и привезти еще один спектакль Додина, которого он горячо любит.

Татьяна Вольтская: Как вообще встречает публика вас в Нью-Йорке?

Дина Додина: Перефразируя Шекспира, когда мы плачем, они плачут, и когда нам больно, им больно.

Татьяна Вольтская: Один из ведущих артистов Малого драматического, заслуженный артист России Сергей Курышев играет в спектакле ''Три сестры'' барона Тузенбаха.

Сергей Курышев: Конечно, приезжаешь - новый зал, новые впечатления и какое-то возникает напряжение. Но оно, я думаю, не мешает игре артистов, мы ничего не меняем, проводим первую репетицию, то есть ее проводит наш художественный руководитель Лев Додин, огромную обычно беседу.

Татьяна Вольтская: Ваш театр, почему он такой особенный?

Сергей Курышев: Наверное, несколько моментов есть. Долгие годы театром руководит один и тот же человек, я его считаю безумно талантливым, он педагог большинства наших актеров, у него за плечами несколько курсов, я тоже ученик Додина. Это не ''семья'' в кавычках, а действительно театральная творческая семья, театральный творческий дом.

Татьяна Вольтская: Вот эта ваша роль, возвращаясь к ''Трем сестрам'', она вам трудно далась?

Сергей Курышев: Лев Абрамович, остановился на мне как на Тузенбахе. Много не получалось до премьеры. Мало того, мы ведь очень много репетируем после премьеры, это не преувеличение. Поэтому развитие роли и спектакля происходит и после премьеры.

Татьяна Вольтская: А вообще спектакль ''Три сестры'' в жизни вашего дома-театра, как он видится, на каком месте стоит?

Сергей Курышев: Я думаю, что очень важное место занимает, потому что это - пятый чеховский спектакль в нашем театре, пятый додинский чеховский спектакль. Традиции Чехова, Станиславского, старого МХАТа, мне кажется, продолжаются в нашем театре, развиваются.

Татьяна Вольтская: А важно ли показать этот спектакль людям настолько другой культуры?

Сергей Курышев: Культура это не политика и не экономика, где всегда противоборство, какое-то соперничество конкуренция. В искусстве, в том числе и в театре, главное какое-то созвучие, соучастие, сомыслие. Между людьми разных стран гораздо больше общего, чем это кажется, смотря телевизор или читая газету.

Татьяна Вольтская: Дина Додина вообще не видит большой разницы между русской и американской культурой.

Дина Додина: Чехов написал ''Три сестры'' о людях, которым кажется, что их жизнь не удалась, прожить ее хотелось бы по-другому, а уж, похоже, поздно. Уж какая-то совсем другая культура.

Татьяна Вольтская: Такое бывает везде. Нет, я имею в виду, что на наше восприятие влияют всегда традиции.

Дина Додина: Пьеса ''Дядя Ваня'' Чехова начинается с того, что Астров спрашивает няню: ''Сильно я изменился?''. Она говорит: ''Сильно. Раньше молодой был, красивый, а теперь постарел''. И когда играешь дома - в Питере, в Москве - мы не слышим смеховых реакций, это нормальный ход, мы говорим друг другу правду. Когда мы играем за рубежом, особенно в Америке, где вежливость друг к другу, независимо от степени близости, дружбы, родства является краеугольным камнем, зрители смеются от неожиданности, от того, что можно сказать человеку в глаза, что он постарел, стал хуже выглядеть. Для чеховского современника это был такой же нонсенс как для современного американца. Поэтому иногда нужно уехать очень далеко, чтобы понять какую-то мелкую деталь, которую Чехов, скорее всего, с самого начала имел в виду.

Татьяна Вольтская: В общем, мы приходим к тому, что этот советский опыт больше нас разделяет, чем океан.

Дина Додина: Я думаю, что на самом деле советский опыт, в худшем его смысле - в бытовом, в менталитетом - он нас разделяет и с Чеховым как океан, а не только с американцами.

Марина Тимашева: Мы с Татьяной Вольтской очень рекомендуем американским зрителям посмотреть спектакль ''Три сестры'', поставленным выдающимся режиссером Львом Додиным.
XS
SM
MD
LG