Ссылки для упрощенного доступа

Директор Института Кавказа Александр Искандерян – о парламентских выборах в Армении


Ереван Накануне выборов. Сторонники партии "Процветающая Армения"
Ереван Накануне выборов. Сторонники партии "Процветающая Армения"
В предстоящих 6 мая в Армении парламентских выборах принимает участие 8 партий и один партийный блок. Фаворитами избирательной кампании эксперты называют правящую Республиканскую партию и ее коалиционного партнера – "Процветающую Армению". Национальное собрание Армении состоит из 131 депутата.

Об особенностях нынешних выборов рассуждает директор Института Кавказа Александр Искандерян:

– Особенность этой кампании, первая и главная, – это конкуренция. Такой конкуренции на парламентских выборах в Армении давно не было, если не сказать – не было никогда. В этом смысле ни властного, ни оппозиционного лагеря по-настоящему просто не существует. И внутри так называемых оппозиционных партий существует очень жесткая конкуренция между собой, и внутри партий, которые сейчас в коалиции, то есть провластных, – между ними тоже существует огромная конкуренция. Каким образом будут складываться союзы и решаться противоречия в будущем парламенте – сейчас совершенно неясно. Ситуация такова, что до дня выборов – 6 мая – существует острейшая конкуренция, а после, в зависимости от результатов выборов, их участники будут садиться за стол и договариваться о том, какие союзы заключать, в зависимости от того, как пройдут выборы.

– Насколько сильна взаимосвязь между нынешними парламентскими выборами и президентскими выборами, которые в будущем году должны состояться в Армении?

– Очень сильна, конечно. В Армении парламентские выборы всегда проходят перед президентскими, и посему парламентские выборы превращаются в своего рода "праймериз". Конечно, от того, какая партия сколько возьмет голосов, сколько у них будет парламентариев, какие места они будут заниматься в правительственных структурах, – от этого будет зависеть позиция лидера этой партии. Я думаю, что с поправкой на летний сезон, где-нибудь с осени одна кампания практически перейдет в другую. В парламенте как-то сложится ситуация, и начнется – не формально, но реально – борьба за президентский пост.

– Эксперты говорили об особой позиции Роберта Кочаряна. В чем она заключается?

- Мне никогда не казалось, что особая позиция частного лица, даже если он в прошлом занимал какие-то посты, может иметь значение. В Армении для того, чтобы быть в политике, нужно либо иметь серьезную партию, либо быть серьезным государственным чиновников, либо обладать очень серьезными деньгами. Ни того, ни другого у него просто нет. Он не участвовал в парламентской борьбе вообще, он не занимает какой бы то ни было государственный пост. Все остальное – журнализм. Это совершенно не означает, что Кочарян не может вернуться в политику вообще, история Армении показывает, что бывшие президенты возвращаются в политику. Но участвовать в парламентских выборах для того, чтобы становиться обычным депутатом и потом обсуждать животрепещущие проблемы прокладки бордюров, – ну, не царское это дело. И если Кочарян вступит в политическую борьбу, то, конечно же, это будет в совершенно другой ситуации и при другого типа выборах. А ко всем слухам о Кочаряне, который сидит под столом и дергает за веревочки, я отношусь, скажем так, с юмором.

– Хотелось услышать ваш прогноз по поводу итогов этих выборов.

– Общий прогноз сделать не очень трудно: результатом выборов будет коалиция. Партии, которая войдет в парламент с таким количеством голосов, чтобы править одной, не будет. Второй прогноз: наибольшее количество голосов наберут республиканцы. Это фаворит выборов. Потому что партия, которая у власти, и партия, членом которой является президент, это в постсоветских странах все-таки определенная фора. С другой стороны, я очень сомневаюсь, что они наберут больше половины мест. Им придется вступать в союзы с другими партиями. Второй партией, похоже, будет "Процветающая Армения". Самая жесткая конкуренция – между ними и республиканцами. Дальше возможны варианты. Всего в парламенте будет 5 или 6 партий. Политическим силам надо будет заключать союзы между собой. Это совершенно не похоже на ситуацию во многих других постсоветских странах, например, в России.

– Проявляет ли Москва интерес к парламентским выборам в Армении?

– Я бы не сказал, что очень большой. Эти парламентские выборы не очень повлияют на внешнюю ориентацию Армении, я имею в виду, в частности, и на ее позицию в треугольнике Америка – Европа – Россия. При любом раскладе Армения не будет резко менять политическую ориентацию. Останется комплиментаризм, который является официальной доктриной внешней политики Армении, – то есть, страна будет иметь нормальные отношения и с Западом, и с Россией, и с Ираном. Партий, которые хотели бы обратного, просто не существует. Россия на это смотрит достаточно адекватно.
XS
SM
MD
LG