Ссылки для упрощенного доступа

Интернет-блог как средство коммуникации


Тема этого заседания общественного дискуссионного клуба Радио Свобода: интернет-блог как средство коммуникации. Комментаторы: правозащитница Людмила Кузьмина, председатель Самарского экологического общества, кандидат биологических наук Анатолий Виноградов и блогер Андрей Асташкин.

-Какие интернет-блоги и твиттеры и как часто Вы читаете?

Людмила Кузьмина: Чтобы быть в курсе событий, мнений, взглядов, новостей общественной жизни, я ежедневно просматриваю или читаю интернет-блоги и твиттеры. Безусловно, что первые в этой очереди: блоги и твиттеры новостные, информационные СМИ, скажем, радио Эхо Москвы, Радио Свобода, ИНОсми, gazeta.ru, Коммерсант, местные информационные порталы, множество других и самых разных. Названные ресурсы я смотрю в первую очередь потому, что, на мой взгляд, здесь работают высокого уровня профессионалы: это новостные СМИ, как результат здесь информация хорошо структурирована, подается оперативно. Но я читаю интернет-блоги и твиттеры в зависимости от того, какая информация мне нужна в данный конкретный момент. Личные блоги и твиттеры я тоже читаю, просматриваю, но опять же читаю только в том случае, если тема мне интересна, нужна или близка по мне по духу, а автор его ход мыслей мне интересен.

Анатолий Виноградов: Я, как яркий представитель своего поколения, помнящий еще те времена, когда во многих домах не было телевизоров (вместо них - фильмоскопы для просмотра диафильмов), потом эпоху черно-белых телевизоров, потом невероятное появление цветных телевизоров, бурную эпоху внедрения компьютеров, компьютерных программ (начиная с Лексикона), пейджеров (быстро угасших), сотовых телефонов и наконец, Интернета, считаю себя полным профаном в сфере интернет - коммуникаций. Для нашего поколения компьютер является в целом неплохой, усовершенствованной печатной машинкой (была целая советская эпоха этой чудо-техники) с памятью (и такие были). Скроее всего, мы и не успеем освоить все эти блоги, твиттеры и тому подобное. Честно говоря, не знаю, что это такое, и не стремлюсь узнать. Как-то обхожусь и мне это не особенно интересно. Не знаю, естественно, чем они друг от друга отличаются. Молодежь иногда кое-что поясняет, консультирует. Но там столько всего! Рукой махнешь на все это! Пускай молодые осваивают. Как специалист (преподаватель "Концепций современного естествознания" в высшей школе) с интересом наблюдаю бурный процесс очередной научно-технической революции (НТР), в гуще которого мы все оказались. Причем одновременно с общественно-политическим застоем и регрессом. Итак, понятно, что по своей инициативе я никакие блоги и твиттеры не читаю. Иногда подсовывают, читаю и даже участвую.

Андрей Асташкин: Френдленту в Живом Журнале читаю каждый день. Это давно заменило просмотр свежей прессы. Если у Вас правильно настроены френдлента в ЖЖ, твиттере и фейсбуке, Вы не пропустите ничего важного, получите и ссылки на интересные новости и комментарии к ним. Блоги для чтения выбираю по нескольким критериям: честность, эксклюзивность, авторитетность. Самарскую блогосферу не представляю без дневников Игоря Ермоленко, Владимира Сверкалова, Дмитрия Кортунова, Александра Самошкина, Антона Черепка, Владислава Волкова и многих, многих других.

-Есть ли у Вас свой личный блог и твиттер в интернете? Для чего Вам понадобился личный блог и твиттер?

Людмила Кузьмина: Есть, конечно, есть. - Для чего он мне? Скорее для того, чтобы выразить свои мысли, свое отношение к чему-либо в нашей жизни, желание видеть рядом и знать, что есть люди с подобными взглядами, с подобным или близким мне отношением к миру, наверное это называется создавать свой круг общения, он же более комфортен, чем общение с людьми противоположных взглядов. Для меня важно знать, что читают, смотрят, думают люди, с которыми я "дружу" в блогах. Эту часть общения я очень ценю. Всем, наверное, важно знать, что мы не одни ...

Анатолий Виноградов: Понятно, что у меня нет своих блогов и твиттеров (не знаю даже, что это такое).

Андрей Асташкин: Блог - это простой и эффективный способ заявить о себе миру! Блог "Асташкинская улица" я начал вести в апреле 2006 года. Вскочил "в набирающий ход поезд" вовремя - последние два года ЖЖ стал просто модным явлением. Самарское ЖЖ-сообщество создано в июне 2002 года. События, произошедшие в мире в 2008 году (грузино-осетинский конфликт и события в Мумбаи), дали все основания называть блогосферу "гражданской журналистикой". Имея за плечами журналистский опыт считаю необходимым для себя выражать мнение, сопоставлять факты, давать комментарии не только "когда попросят".

Твиттер-аккаунт mediajam для меня имеет вспомогательную функцию. Я его освоил лишь как средство продвижения своих материалов в ЖЖ. Читаю микроблоги обязательно, по оперативности сегодня ничто не опережает твиттер.

-Как часто Вы пишете в свои блог и твиттер?

Андрей Асташкин: Когда много дел - несколько раз в неделю. Я не "твиттерианин" - не пишу ежечасно где я нахожусь, что ем, как сплю. А в ЖЖ как раз и получается писать, или когда действительно "накипело" или когда появляется время. Если относиться к ведению блога серьезно - следует писать ежедневно. И поводов в нашей жизни хватает. Каждая квитанция за коммунальные и иные услуги, например, может стать источником серьезного блогерского расследования.

Людмила Кузьмина: Я стремлюсь писать как можно чаще, но считаю, что пишу чрезвычайно мало, в среднем 1 - 2 раза в неделю, иногда чаще, иногда по нескольку раз в день. Страдаю от этого, очень хочу выработать привычку писать ежедневно, но у меня не получается.

Анатолий Виноградов: Сам не пишу ничего. Только интервью.

-Обязательно ли для современного человека следить за новостями популярных блогов и твиттеров?

Людмила Кузьмина: За новостями возможно следить и надо, иначе как себя сопоставлять с этим огромным миром? А вот "популярные" меня смущают немного. Скорее я бы сказала: профессиональные блоги, в том смысле, что "профессия" блога- информация, новость. Скажем, меня не интересуют блоги гламура, всяких растиражированных "звезд", их семейные истории...

Андрей Асташкин: Если человек ставит задачу самосовершенствования, духовного роста - наоборот, ему следует дистанцироваться от кипения страстей в информационном котле. А вот медийному человеку никак нельзя сегодня игнорировать блогосферу и соцсети. Именно там сейчас вырабатывается новый режим общежития, получения и передачи информации. Большинство моих знакомых либо вообще не заморачиваются и живут как удобно, либо стараются совместить эти режимы.

Другое дело - люди, которым не все равно, граждане своей страны. Им сегодня необходимо не только читать популярные блоги, но и участвовать в дискуссиях, писать самим. Есть основания полагать, что российская блогосфера на сегодняшний день является одной из основных движущих сил формирования гражданского общества. Теперь "низы" могут создавать группы и партии независимо от доступа к власти или финансам. Видеоролики, обличающие чиновников, распространяются со скоростью лесного пожара, даже когда все "нормальные" каналы перекрыты. А потому нам надо консолидироваться, используя доступные средства общения. Блогосфера и соцсети подходят для этого более всего!

Анатолий Виноградов: Я обхожусь и без оных, но, тем не менее, считаю себя современным и информированным в общественной и научной сфере человеком. Мы привыкли обходиться другими источниками информации. И наоборот, я со страданием смотрю, что молодёжь ими не пользуется, особенно книгами. Россия, как известно, - страна книжной культуры. Мы наблюдаем смерть газетной информации и, к сожалению, растущее отвращение к телевизионной (спасибо властям!).

-Почему часто личные блоги и твиттеры политиков, правозащитников, журналистов ассоциируют с их политической, правозащитной, журналистской деятельностью?

Андрей Асташкин: Люди ищут в сети известные персоналии, чтобы объединиться вокруг них. Еще социолог Пол Лазарсфельд в 1940-х гг. говорил о важной роли в массовой коммуникации «медиатора», «лидера мнений». Людям сегодня не нужен "вождь", но лидеры, авторитетные модераторы нужны как никогда. "Феномен Навального" показал, что блогосфера может стать хорошим трамплином даже в политической карьере. Образ блогера, получившего известность в определенном сообществе, может обладать мощной силой воздействия на аудиторию. Известный автор получает определенный «кредит доверия», его выступления могут пользоваться значительным авторитетом.

При этом вряд ли авторитет можно наработать без реальных дел в "оффлайне". Топовый блогер Рустем Адагамов (drugoi) писал, что "ни одна революция не может произойти из блогов, из Интернета, так как революции делаются реальными людьми".

Людмила Кузьмина: То, что блоги политиков ассоциируют с их политической деятельностью, кажется мне правомерным. Как иначе? Скажем, президент Медведев вел блог в твиттере, очень правомерно ассоциировать его записи с его личностью. Он же высказывает свое личное отношение как президент и человек к происходящему. Таким образом, мы узнаем, какими человеческими внутренними мотивами он руководствуется. В поступках, мыслях мы пытаемся увидеть и понять человека. Мне кажется правомерным такое олицетворение и с журналистами. Хотят они того или не хотят, они высказывают и свою позицию и свое отношение к факту. Человек в любом случае занимает какую-то позицию, руководствуясь и своими ценностями, принципами, взглядами. Ничего страшного в этом нет.

Анатолий Виноградов: Думаю, что независимым оппозиционным журналистам, политикам, правозащитникам необходимы свободные, независимые средства массовой информации, свободные площадки для высказываний, для своей очень нужной деятельности, там, где есть свобода слова и нет цензуры. Понятно, что сразу возникает спор: это СМИ или не СМИ. Что влечет какие-то юридические последствия. Думаю, это смежная, трудноразличимая область. Но лишать людей свободы высказываться нельзя. Свобода мнений - это мозговая атака, двигающая прогресс. Думаю, что критерием, прежде всего, должен быть личный уровень культуры и профессионализма, уровень порядочности.

-Должен-ли по Вашему мнению, политик, правозащитник, журналист через свой блог или твиттер призывать своих читателей на митинги протеста?

Людмила Кузьмина: Призывать совсем не обязательно. Каждый человек принимает свое решение, получив порцию информации. Можно и не призывать, но материал журналиста на эту тему все равно дает понимание позиции и журналиста. Собственно, если журналист в личном блоге высказывает свою точку зрения, что на митинг надо идти, он вполне имеет на это право. Не бывает же безличных журналистских материалов, не бывает безличных журналистов. Позиция журналиста понятна уже в подборе материалов, которые он выдает читателю.

Андрей Асташкин: Призывать - это метод пропаганды. Можно и этим заниматься, если не совсем уж топорно получается. Но лучше всего просто сообщить, что автор будет там-то и там и призвать к "развиртуализации" френдов. Живое общение - это и вновь модно и чрезвычайно полезно!

Пропагандистские методы в ЖЖ нивелируются. Даже если автор сообщения подразумевает своим призывом конкретную цель и задачи воздействия, то сокоммуникаторы, дублирующие и комментирующие это сообщение, могут свести желаемый эффект на нет или даже изменить его на противоположный. Это и хорошо тоже. Таким образом в сфере гражданской журналистики потенциально меньше возможностей для манипуляции общественным мнением.

Анатолий Виноградов: В зависимости от ситуации. Может ведь возникнуть и такая ситуация, что "Вставай страна огромная!". И тогда призвать народ будет обязательным долгом каждого честного человека. Включая надписи на заборах! Ну, а если это средства общения людей, то почему люди не могут общаться в этой сфере? По телефону ведь можно пригласить на митинг? Телефон - средство массовой информации? А забор?

-Интернет-блоги и твиттеры оппозиционеров во время акций протеста превращаются в импровизированные СМИ, по оперативности опережающими классические СМИ. Доверяете ли Вы информации, публикуемой в блогах и твиттерах оппозиционеров во время протестных акций?

Людмила Кузьмина: И замечательно то, что превращаются в импровизированные СМИ, почему информацию так не распространить. Почему надо ждать классические СМИ? Цель любого политика : вербовка себе сторонников. Что за политик, если он не распространяет свои взгляды и не ищет сторонников? Доверяю я такой информации? - Доверяю в зависимости от полученной иными способами информации, доверяю, если доверяю политику.

Анатолий Виноградов: Так же, как и надписям на заборах. Пишут ведь всякие.

Андрей Асташкин: А чему еще доверять? Официальные СМИ искажают информацию. Вот хотя бы цифры участников "Контрольной прогулки" в Москве 13 мая.

По данным ГУ МВД, акция собрала около 2 тысяч человек, депутат Госдумы Дмитрий Гудков назвал цифру 20 тысяч, писатель Борис Акунин - 10 тыс. Более поздний объективный анализ дал результат в более чем 17 тысяч. Хотел бы сказать, что истина - посередине, но среднее арифметическое ушло от нее вниз из-за лживо заниженных официальных данных. Выходит, что блогам оппозиционеров больше веры. А полиция и государственные СМИ так и не научились считать. И это не было бы так обидно, если бы они не жили за наш с Вами счет!

-Блоги и твиттер сегодня как средство коммуникации уже стали альтернативой классическим СМИ?

Андрей Асташкин: Сегодня блогосфера уже вполне формирует и отражает повестку дня, как и журналистика. В жанрах репортерском и журналистском расследовании классические СМИ уже сдали позиции блогерам. Ключевой момент здесь - доверие. И потому фурор производят такие посты как "Исповедь думского практиканта" с рассказом студента о закулисье Государственной думы.

Уже достаточно давно исследователи говорят о том, что в профессиональной журналистике фигура коммуникатора заметно отделена от аудитории, к которой он обращается. Журналист начинает ощущать некоторую элитарность своего положения из-за того, что обладает правом вещать на большую аудиторию – правом, доступным немногим ("жреческим правом журналиста"). Другое дело ЖЖ, здесь автор - обычный пользователь, даже если он и имеет популярность, все равно он обладает теми же правами, что и любой другой блогер.

Если брать мировую практику, то, как правило, СМИ выступают первоисточниками тех или иных сведений, а блоггеры обеспечивают им масштабную "информационную поддержку". В России блогер больше чем блогер, исключительно из-за давления на классические СМИ со стороны властей и бизнеса. "Блогерскую журналистику" же практически невозможно контролировать.

Людмила Кузьмина: Мне кажется стали и очень правомерно: они более оперативны, довольно распространены, но опять же, все на любителя. Нужно просто информацию: черпаем ее из блогов; нужен развернутый материал: ждем и ищем этот материал у экспертов, ученых, журналистов профессионально занимающихся темой. Но и классические СМИ нужны и явно они и блоги не заменяют друг друга, а дополняют друг друга.

Анатолий Виноградов: Скорее, хорошим дополнением. По степени независимости - более сильным. Если классические СМИ будут более свободными, не будет потребности переносить сферу общения в неклассические. То есть, не СМИ, твиттеры и блоги, интернет в целом порождает брожение в обществе, а наоборот. Надо видеть основную причину: она - в конфликтной общественно-политической ситуации в стране, в несогласии интеллектуальной и культурной части населения страны с официальной политикой.

-Могут ли интернет-блоги и твиттер заменить радио, телевидение, газеты?

Людмила Кузьмина: Они уже заменяют по отдельным позициям, но совсем заменить не могут, это совершенно, на мой взгляд, разные вещи, вернее информация подается нам разными способами.

Андрей Асташкин: Альтернативой СМИ блогосфера стала далеко не во всем. Главное, что блогосфера не сможет отнять у профессиональных СМИ, – комплексный и сжатый охват картины дня по общему для всех стандарту. СМИ решают задачу охвата и свертки событий с помощью простого композиционного приема.

«Главное/Политика/Экономика/Общество/Происшествия/Культура/Спорт» – вот шаблон, который одобрен, испытан, дает людям привычное понимание событий, уверенность в полноте и единстве картины. Из френдленты по-прежнему сложно вычленить главное. Это прерогатива СМИ.

Но журналистам сегодня стоит шагать в ногу с прогрессом - интернет в корне изменил медиапространство и способы работы в нем. Профессиональный журналист теперь – агрегатор потенциального внимания, провайдер нужного контекста, диспетчер общественного доверия. Современному журналисту мало уметь писать тексты, нужно уметь работать с аудиторией через социальные сети, быть этаким модератором мнений.

И, очевидно, что журналистика и блогосфера должны не конфликтовать, а взаимодействовать. Этот союз порой уже оформляется официально. Так в прошлом году по инициативе председателя правления Свердловского Союза Журналистов Дмитрия Полянина в составе отделения СЖ создана первичная ячейка блоггеров. Думаю, это правильно.

Анатолий Виноградов: Это покажет свободный рынок услуг. А там: в зависимости от того, кто к чему привык, в зависимости от поколений, каких-то внутренних склонностей. Ничего не нужно навязывать, реклама должна быть не навязчивой, а информационной.

-Чего по Вашему не хватает сегодня в блогах и твиттерах?

Людмила Кузьмина: Может быть иногда картинки, возможно развернутости материала, но кажется и это все есть уже и очень быстро восполняется.

Анатолий Виноградов: Ну, не знаю я, чего там не хватает. Документальности, пожалуй. Интернет-публикации в науке считаются неполноценными публикациями, поскольку не являются документами, сделаны не на каком-либо материальном носителе, чтобы сохранить его, изучать позже.

Андрей Асташкин: Всегда в дефиците - искренность. Порой блоггеры покупаются, вербуются, рейтинг накручивается, работает социальная инженерия, искусственно создаются информационные поводы и т.д. Не достает глубокого подхода. Всегда много восклицаний и констатаций, а не хватает анализа ситуации в семье, городе, стране, мире.

-В чем будущее интернет-блогов и твиттеров?

Анатолий Виноградов: Наверное, в совмещении всех этих функций СМИ и полу-СМИ: телефонов, телевидения, газет, интернета. В условиях свободного рынка услуг и НТР. При прогрессивном общественно-политическом развитии страны (в отличие от официального нынешнего).

Людмила Кузьмина: В оперативности, на мой взгляд, и доступности в любое время и в любом месте.

Андрей Асташкин: В гипероткрытости и оцифровке личности. Человек на планете Земля становится доступен любому другому человеку, боту, программе, вирусу. На языке математики: блогосфера это первая производная от реальности по времени. То есть создается новая реальность, в которой оцифрованная часть личности начинает играть серьезную роль в судьбе человека. В этом и великое благо и большая опасность.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG