Ссылки для упрощенного доступа

Покушение как следствие переговоров?


Виртуальная страничка посольства Соединенных Штатов в Иране
Виртуальная страничка посольства Соединенных Штатов в Иране
У американских спецслужб есть данные о том, что Иран готовил серию террористических акций против американских граждан в нескольких странах. Известно, например, что готовились нападения на американских дипломатов в Азербайджане. Газета "Вашингтон пост" опубликовала 28 мая статью, основанную на интервью с американскими дипломатами и разведчиками, из которой следует, что у Тегерана были планы масштабной подпольной войны с США, и Вашингтон был осведомлен об этом.

В ноябре прошлого года, как пишет "Вашингтон Пост", тогдашний посол США в Баку Мэтью Брайза был проинформирован Вашингтоном о том, что радикальные элементы в Иране, в одиночку или заодно с ливанской группировкой "Хезболла", готовят покушения на американских дипломатов в Азербайджане и членов их семей. Предполагалось, что атаки могут быть осуществлены как снайперами, вооруженными винтовками с глушителями, так и подрывниками, при помощи взрывных устройств, установленных на автомобилях.

С января по начало марта нынешнего года азербайджанские власти, основываясь на данных электронного перехвата, полученных от западной разведслужбы, арестовали несколько десятков человек, причастных к замышлявшимся терактам. Были ли планы Тегерана сорваны в результате этих арестов, неизвестно. Дело в том, что примерно в это же время Иран приглушил свою антизападную пропаганду, а также угрозы перекрыть для судоходства Ормузский пролив, и согласился вернуться к многосторонним переговорам о своей ядерной программе. Не желая усложнять диалог, администрация Обамы, согласно "Вашингтон Пост", не стала публично возлагать ответственность за готовившиеся террористические акции на иранское правительство. По словам западного дипломата, которые приводит "Вашингтон Пост", как поведет себя Иран в случае провала переговоров, никто не знает.

В настоящий момент, отмечает газета, западные разведки склоняются к выводу, что планировавшиеся убийства в Баку были не самостоятельной операцией, а частью серии терактов, направленных против израильских и американских объектов в разных странах, включая Турцию, Пакистан, Грузию, Таиланд, Индию и Соединенные Штаты, где иранские агенты, согласно обнародованным несколько месяцев назад сведениям, должны были ликвидировать посланника Саудовской Аравии. Если верить показаниям задержанного гражданина Азербайджана Балагардаша Даждева, считающегося организатором заговора, Иран, таким образом, пытался отомстить за убийства четырех своих физиков-атомщиков, организованные, по его мнению, Тель-Авивом и Вашингтоном. Однако многие американские специалисты видят побудительный мотив этих операций совершенно в ином.

– В политике Ирана, – говорит эксперт Института American Enterprise Майкл Рубин, – давно просматривается следующая закономерность: стоит каким-то кругам в руководстве проявить хоть малейшую заинтересованность к переговорам с Западом, как противоборствующие силы тут же организовывают акцию, призванную эту инициативу сорвать. Например, не успел министр иностранных дел Германии Кинкель объявить в 1992 году об усилиях, направленных на окончание дипломатической изоляции Тегерана, как иранские агенты осуществили взрыв в берлинском ресторане, который часто посещали деятели курдской оппозиции. Так что, пока Запад ведет переговоры с иранскими дипломатами, иранские спецслужбы и стоящие за ними силы демонстрируют, что эти переговоры им не указ. А это ставит под сомнение прочность любых договоренностей, которые Соединенные Штаты и их партнеры заключают с Ираном.

Как заметил эксперт Института American Enterprise, к террористической деятельности, спонсируемой Тегераном, подключается все больше и больше государственных структур внутри Ирана. Так, в Кувейте недавно были раскрыты сразу две иранские террористические сети, одной из которых руководило Министерство безопасности, а другой – члены руководства Стражей Исламской революции. Это обстоятельство американские эксперты считают очень тревожным.

– На протяжении многих лет иранцы четко осознавали границы, за которые их враждебность к внешнему миру не может перейти, – говорит Майкл Рубин. – Обилие террористических актов, которые они задумали сейчас против Соединенных Штатов, свидетельствует, что руководство в Тегеране утрачивает это понимание. В 1988 году иранцы превысили пределы допустимого, и в результате операции "Богомол" – крупнейшей из проведенных ВМС США со времен окончания Второй мировой войны – потеряли часть своего флота. После этого на протяжении 20 лет иранцы лишь эпизодически беспокоили торговые суда в Персидском заливе, понимая, что угрозы заминировать этот коридор или перекрыть Ормузский пролив повлекут за собой суровое возмездие. С недавних пор эти угрозы вновь в ходу. Иранцы, на мой взгляд, теряют ощущение опасности, им кажется, что любые их действия останутся безнаказанными, что Запад слаб и не ответит на провокации.

В силу этого, считает Майкл Рубин, Западу следует учитывать и нестандартные сценарии развития событий, которые могут привести к вооруженному конфликту с Ираном:

– Сейчас все гадают, атакует ли Израиль или Соединенные Штаты атомные объекты Ирана, чтобы предупредить создание им ядерного оружия? Мне представляется более вероятным, что Иран перегнет палку с терроризмом, и что Израиль, США или другое государство будет вынуждено нанести по его территории выборочные удары. Этот сценарий более реалистичен, чем упреждающие атаки на иранскую ядерную инфраструктуру.

Эксперты указывают на еще одну закономерность в американо-иранских отношениях: когда Вашингтон оптимистически оценивает перспективы диалога с Ираном, разговоры о спонсорстве Тегераном международного терроризма в американской столице затухают. И наоборот. Так, расследование, проведенное ФБР, выявило, что элементы Стражей Исламской революции имели отношение к взрыву в 1996 году жилого комплекса в саудовском городе Хобаре, где проживали американские солдаты. Но поскольку год спустя к власти в Иране пришел президент Хатами, который заговорил о диалоге с Западом, администрация Клинтона решила не применять к иранскому режиму никаких ответных мер. Что же касается администрации Обамы, то она надеялась, что Иран, наконец, протянет ей руку дружбы, к чему президент США призывал еще четыре года назад. Однако результаты ядерных переговоров в Багдаде, видимо, разочаровали Белый дом, в связи с чем, по всей видимости, и последовала утечка информации о террористических планах тегеранского режима.
XS
SM
MD
LG