Ссылки для упрощенного доступа

Что общего у мигранта и аутиста?


В русской фольклорной традиции «иной» - не всегда иноземец. На святках рядились и козлом, и доктором, и «немцем» (то есть немым, не способным на коммуникацию). Разумеется, общались с такими персонажами тоже по-особому, до самых недавних пор. Последите за собой на приеме у врача, и поймете: вы с ним не ровня. Даже если он разборчивым почерком напишет рецепт.

Впрочем, первое впечатление инаковости мы получаем в школе, и дальше это позволяет кому-то формировать себя, других загоняет на заднюю парту, а некоторые начинают грызть ногти. И только в средней школе, наслушавшись взрослых разговоров, телевизионных каналов и патриотических призывов, дети начинают связывать иное с национально иным.

Впрочем, дети мигрантов, как правило, действительно приходят из совершенно другой среды, а современные техники их приятия работают не слишком успешно, как показал европейский опыт. Поэтому мне представляется заслуживающей особого внимания идея психолога Софьи Роземблюм, что к таким детям в школьных условиях надо относиться так же, как к аутистам, используя опыт инклюзивного обучения.

Вот фрагмент из «Классного часа», который выйдет в это воскресенье, 3 июня.

Обычный подход в системе образования: вот особый ребенок, не важно какой - с проблемами здоровья или ребенок-мигрант, а вот внешняя среда, и между ними стена. Философия же инклюзивного состояния состоит в том, что и ребенок, и среда меняются навстречу друг другу. Это очень важный момент - каким-то образом должна меняться сама школа, чтобы паззл сложился.
Что касается ребенка-мигранта, то про него, как и про аутичного, учитель часто не понимает, как это все устроено, почему он так себя проявляет. Многие вещи, проявления нормального поведения ребенка-мигранта могут являться для педагога проявлениями простой невоспитанности. И, соответственно, учителя так и реагируют, как на дурно воспитанных детей. Именно поэтому опыт обучения аутичных детей здесь может очень и очень пригодиться.
Мы не говорим сейчас о психологической помощи, потому что механизмы, возникновения проблемы разные, а вот педагогически, по реакция учителей - здесь много общего. Поэтому, если мы говорим об инклюзивном образовании, то мы должны относиться к ребенку-мигранту как к ребенку, пережившему психическую травму.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG