Ссылки для упрощенного доступа

Красная стена


Для большинства чешских болельщиков хуже поражения от русских в футболе может быть только поражение от русских в хоккее: так уж получилось, что любое спортивное соревнование сборных двух стран подразумевает наличие общественного контекста.

За несколько часов до начала игры во Вроцлаве (этот город в Силезии чехи считают чуть-чуть "своим", поскольку он был основан князем Вратиславом Пршемысловичем и какое-то время входил в состав Богемского королевства) я говорил на футбольно-политические темы с компанией молодых людей на пражской Староместской площади. Ребята, как и большинство их сверстников, не склонны копаться ни в событиях 1968-го, ни в событиях 1989-го года, но убеждены: "Русских мы обязаны обыгрывать – без разницы, с мячом или с шайбой". Пиво на Староместской текло рекой, публику разогревали местные рок-группы, причем из лучших, и к началу футбольной телетрансляции у огромного экрана собралось тысяч двадцать раскрашенных сине-бело-красным болельщиков. Это обычное пражское дело для ключевых матчей с участием сборной. Проиграли русским (как и месяц назад в хоккей) – расстроились – громить витрины сувенирных магазинов не стали. Это тоже обычное дело: не те фанаты, не та бытовая культура, не то отношение к неудачам. Маленькая страна: победами гордится, поражения умеет принимать как неизбежность.

Я смотрел игру дома, поскольку, признаться, едва ли не больше ее содержания меня интересовали комментарии чешских спортивных специалистов, обычно вполне беспристрастных и всегда осторожных в выводах. Но на сей раз главные выводы были сделаны еще до стартового свистка: нулевая ничья – желанный для Чехии результат, Россия – явный фаворит группы, поэтому чехам нужно концентрироваться в первую очередь на матчах с поляками и греками. Эту правду люди из пражского футбольного цеха понимают лучше всегда готовых к торжеству фанатов с трибуны и площади: у чехов – неурожайное футбольное поколение (среди подтверждений наличие в составе натурализованного эфиопского защитника Теодора Габре Селассие), небогатый на спонсоров и события национальный чемпионат, неустойчивая игра сборной в квалификационном турнире, застарелая проблема поиска дешевого, но эффективного главного тренера.

Однако разгрома ("футбольной казни", как емко сформулировал один здешний спортивный публицист) не ожидал никто – с таким счетом Чехия (Чехословакия) на подобных турнирах не проигрывала с 1970 года. Поэтому уже в перерыве матча эксперты сидели в телестудии с длинными лицами, а наутро журналисты принялись (как часто бывает после таких обидных поражений) не только критиковать своих, но и превозносить силу соперника: "красная стена обороны", "русская лавина нападения". Одна газета вспомнила свою же публикацию недельной давности, в которой 16 сборных Евро-2012 сопоставлены по всем возможным показателям, от рейтинга ФИФА и рейтингов клубов, за которые выступают игроки основных составов, до суммарной стоимости трансферов футболистов. Россия там повсюду заметно выше Чехии, но в общей таблице, между прочим, – на восьмом месте. Впрочем, достоинств Алана Дзагоева и Co., продемонстрированных в стартовом матче Евро-2012, это ничуть не умаляет. Как и не отменяет того обстоятельства, что для большинства чешских болельщиков хуже поражения от русских в футболе – только поражение от русских в хоккее.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG