Ссылки для упрощенного доступа

Правозащитный Совет теряет правозащитников


Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева
Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева

Новый состав президентского Cовета по развитию гражданского общества и правам человека определит голосование в интернете, – объявил глава Совета Михаил Федотов. По его словам, новый принцип формирования Совета был утвержден в четверг на совещании с заместителем руководителя администрации президента Вячеславом Володиным. Узнав об этом, о своем выходе из состава совета заявила Людмила Алексеева - глава старейшей российской правозащитной орагнизации, Московской Хельсинкской группы.

Сообщение Михаила Федотова прозвучало на пресс-конференции, состоявшейся в Москве 22 июня, и стало новостью не только для журналистов, но и для участвовавшей в пресс-конференции члена Совета правозащитницы Людмилы Алексеевой. Алексеева не удержалась от критических высказываний еще до того, как Михаил Федотов закончил свой рассказ.

– Было принято решение, что надо использовать более открытый метод формирования состава Совета, что мы должны спросить гражданское общество, – сообщил Михаил Федотов. – Таким образом, с 1 июля на сайте Совета будет развернут сбор кандидатур на 13 свободных мест. Предложения будут выдвигать любые некоммерческие организации.

– Например, фонд "Федерация"? – спросила Людмила Алексеева.

– Если это некоммерческая организация, то она тоже может выдвинуть свое предложение, – ответил Федотов. – Моя задача будет состоять в том, чтобы те кандидатуры, за которые проголосует большинство, представить президенту. На каждое вакантное место – три кандидатуры.

Далее, пояснил Федотов, президент выберет каждого члена Совета из трех представленных на это место кандидатур – так же, как это происходит в случае утверждения нового губернатора. На вопрос участвовавшей в пресс-конференции правозащитницы Светланы Ганнушкиной о том, будет ли Михаил Федотов выступать в качестве фильтра при отборе кандидатов в Совет, тот ответил, что будет выполнять роль Центральной избирательной комиссии.

Людмила Алексеева подвергла критике так называемую демократичность нового принципа формирования Совета и заявила о своем выходе из этого совещательного органа:

– Работать, между прочим, должны мы, а с кем нам работать, решаем не мы. Это довольно странная ситуация, неуважительная к членам Совета. Я очень счастлива, что у нас появилось гражданское общество, но, во-первых, гражданское общество от населения отличить очень сложно, а, во-вторых, наше гражданское общество только появилось, оно еще не знает своих героев, мыслителей, работников. Я как член Совета совершенно не готова работать с людьми, которых мне предложит кто-то без консультации с членами Совета. Простите меня, но собранный таким образом Совет не будет жизнеспособным, это будет не Совет, а "чего изволите". Мне это очень трудно говорить, но если Совет будет выбран по такому принципу, я из него уйду. Это неработоспособное учреждение, это черт знает что, а не Совет…

Чуть позже Людмила Алексеева сообщила, что намерена подать заявление об уходе из совета уже 22 июня.

Глава правозащитной организации "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина, недавно заявившая о своем выходе из президентского Совета, назвала новый принцип формирования Совета путем к его уничтожению:

– К сожалению, то, что происходит сейчас, я предвидела. Это уничтожение Совета и это демонстрирует, как представляют себе будущее России те, кто за него отвечает. Это очень грустно, деструктивно и пагубно для России. Я думаю, что мы сделаем то, что я и другие члены Совета уже предлагали. Мы должны остаться в том же составе, в котором работали, то есть остаться Советом по развитию гражданского общества и правам человека. Но не "при президенте России", потому что мы способны на серьезную самостоятельную конструктивную работу, – заявила Ганушкина.

Людмила Алексеева сообщила, что, по ее сведениям, в подобную общественную организацию готовы были бы войти не только большинство действующих членов Совета, но и те 13 человек, которые покинули его за последние полгода.

В декабре 2011 года в знак несогласия с тем, как прошли парламентские выборы, о выходе из Совета заявили правозащитник Ирина Ясина и журналист Светлана Сорокина. В конце апреля и в мае 2012-го заявления об уходе подали сразу 11 человек. Среди них президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов, журналист Леонид Радзиховский, руководитель Центра этнополитических и региональных исследований Эмиль Паин, глава правозащитной организации "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина, глава российского отделения Transparency International Елена Панфилова, политолог Дмитрий Орешкин и другие.

18 июня в СМИ появилась информация, что в списке кандидатов в члены президентского Совета значатся музыкант Юрий Шевчук, телеведущий Владимир Познер и журналист Ольга Романова. Михаил Федотов эту информацию тогда опроверг и заявил, что никакие фамилии не будут названы до тех пор, пока президент не утвердит новый состав Совета.

22 июня Федотов огласил имена тех, от кого в ходе консультаций удалось получить согласие стать членом совета. Среди них, кстати, был и упоминавшийся уже ранее в СМИ Владимир Познер, а также правозащитники Валерий Борщев, Элла Полякова, Александр Верховский и другие общественные деятели. Войдут ли эти люди в новый состав Совета, теперь решат интернет-пользователи и глава государства.

Дискуссию в правозащитном сообществе вокруг Комиссии по развитию гражданского общества при президенте России в интервью РС прокомментировал директор Института прав человека Валентин Гефтер:

- С моей точки зрения, администрация президента навязывает председателю совета тот образ действий по подготовке будущего состава совета, который нигде не прописан. Если председатель совета принимает такое указание то ли как советник президента, то ли в другом качестве, то это вопрос его личного поведения, которое мне не подходит. И тогда я выхожу из такого совета. Если же мы еще обладаем правом выбора, действуем в соответствии с указом президента Медведева, когда председатель на консультациях с нами решает вопрос по составу совета, я еще готов поработать некоторое время.

- Как вы относитесь к предложению формировать совет, основываясь на результатах голосования в интернете? То, против чего возражает Людмила Михайловна Алексеева.

- Она, так же, как и я, оценивает негативно тот антиконституционный порядок, тот алгоритм, который считает возможным для себя Управление внутренней политики администрации президента. Мы имеем полное право сами определяться с предложениями по составу совета. По крайней мере, это имеет право делать сам председатель совета, не слушая никаких указаний. А как будет решаться вопрос президентом – это вопрос его полномочий.

- Как вы оцениваете итоги работы совета предыдущего созыва?

- Очень трудно оценить это количественно. Я думаю, что это был не худший совет. Но ему еще очень далеко до идеального.

- Лично вы считаете, что ваше пребывание в этой комиссии было не бессмысленным - это верная формулировка?

- По крайней мере, там, где я участвовал, мне кажется, что КПД был не нулевой.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG