Ссылки для упрощенного доступа

80 лет Сергею Слонимскому


Сергей Слонимский
Сергей Слонимский
Марина Тимашева: В 2012 году композитору Сергею Слонимскому исполняется 80 лет. Весь год в Петербурге в его честь проходят концерты и фестивали, 9 и 10 июля чествовать его будут в Михайловском театре. С Сергеем Слонимским беседует Татьяна Вольтская.

Татьяна Вольтская: Музыкальные вечера и концерты в честь 80-летия композитора Сергея Слонимского проходят с начала года. Первый авторский вечер в Малом зале филармонии прошел еще в феврале, в марте прошел авторский концерт в Малом зале консерватории, в апреле прошел международный форум "От русского Серебряного века к новому ренессансу", в рамках которого была устроена конференция "Музыкальная речь неисчерпаема, как и сама душа человеческая", фестиваль-конкурс исполнителей "Играем Слонимского" и музыкально-театральный фестиваль: "Стихийная свобода творчества". В апреле и мае также проходили концерты и спектакли, но, наверное, самые интересные события намечены на 9 и 10 июля, когда в Михайловском театре будут представлены 1 часть оперы "Мастер и Маргарита" и премьера 32 симфонии композитора. Сергей Слонимский считает очень важным исполнение на такой сцене именно "Мастера и Маргариты", поскольку 40 лет назад эта опера была запрещена обкомом, и вообще он очень благодарен артистам, устроившим такой музыкальный марафон в его честь.

Сергей Слонимский: Вот продолжением этой линии будет, видимо, концерт авангардной музыки моих учеников бывших, ныне уже зрелых композиторов – это маститый Александр Радвилович, который представит "Чехов-симфонию", и совсем молодая Настя Хрущева, которая написала специально для этого концерта симфоническую сюиту "Крошка Цахес" по Гофману. И в этом концерте прозвучит моя новая, 32, последняя симфония и первая часть оперы "Мастер и Маргарита", написанная еще в 70-71 году. После исполнения первого акта в Доме композиторов под управлением Геннадия Рождественского он был запрещен обкомом, как подрывающий основы власти, всякой власти. Потому что там подчеркнута мысль, что всякая власть – насилие над людьми.

Татьяна Вольтская: Сергей Михайлович, насколько я знаю, вы же сотрудничаете со многими музыкальными коллективами.

Сергей Слонимский: И с музыкантами, и артистами театральными. В частности, в Мариинском театре, когда идет мой балет "Волшебный орех", то это всегда аншлаг. И он тоже был приурочен к моему юбилею, в постановке Михаила Шемякина с его замечательной сценографией, которая, конечно, именно привлекает полный театр, безусловно, не на музыку ходят, а на сценографию Шемякина, на такую тонкую хореографию, которую усовершенствовал Вячеслав Хомяков, репетитор Мариинского театра. А постановка Донвены Пандурски, талантливого хореографа из Болгарии.
Я сотрудничаю с хоровыми коллективами, в частности, капелла даст мой "Реквием" и новую симфонию в исполнении Владислава Чернушенко и его сына Александра Чернушенко, который руководит оркестром. Сотрудничаю с замечательным коллективом " "Lege Artis"", который работал и с Пендерецким – это тончайший коллектив во главе с Борисом Абальяном, они провели мне дивный по исполнению вечер в Малом зале филармонии, выпустили диск моей музыки.
Реже ставятся, мягко выражаясь, оперы. Поэтому концертное исполнение отрывков из одной оперы "Видения Иоанна Грозного", которая тоже посвящена ужасу борьбы власти с собственным народом, организация опричников из случайных людей только по принципу личного подхалимажа, личной преданности и готовность рубить головы цинично всем, кто не угождает хозяину. И это как раз конфликт, который лег в основу либретто Якова Гордина и моей оперы. Он подчеркнут был в сюите, потому что завещание Иоанна Грозного в начале, где он сам себя страшно жалеет и считает искренне, что ему отплатили злом за добро, а затем увертюра, страшная симфоническая картина, в которой живописуется, что на самом деле представляла из себя тирания Грозного. И в певучей теме, что называется, побочная партия, там страдающий и плачущий народ, совсем неверно, что он боролся только с боярами, простолюдинов бросали в Волхов, потому что Новгород считался таким же опасным для тирании городом, как Ленинград в годы сталинского террора.
То же самое "Мастер и Маргарита". Там, собственно говоря, речь идет о губительности всякого рода единомыслия насильственного и тиранического всевластия и страха перед тираном. Потому что Пилат сам по себе человек не злой и в общем даже совестливый, но он считает, что чего ради он должен жертвовать своей карьерой ради какого-то юродивого, условно говоря. На этом покоится коллизия первой части оперы "Мастер и Маргарита". Тоже это сложное сочинение. Там особая ритмическая запись, совершенно не традиционная, не стандартная, которая ближе к фольклорной записи. Там каждый инструменталист имеет и вокальную партию. Они поют и играют в ансамбле, к каждому голосу прикреплен инструмент, как его тень, как голос совести или как голос души этого человека. Довольно сложная партитура, которая при таком блестящем дирижере, вероятно, все же будет выполнена, при хорошем очень составе певцов, из них я выделю Бориса Пинхасовича, талантливого баритона, который много уже сделал доброго вообще для вокальной музыки и в том числе много дал премьер моих сочинений.

Татьяна Вольтская: Такой концерт будет как-то называться особенным образом?

Сергей Слонимский: Мне трудно сказать, как они решат его назвать. Вообще это вечер оперной симфонической музыки 9 и 10 июля, где будут звучать сочинения моих воспитанников по инициативе Владимира Юровского, дирижера, он хочет, чтобы разные поколения были представлены, моя новая симфония и моя многострадальная опера. Владимир Юровский – сын Михаила Юровского, дирижера, живущего ныне в Германии, который провел премьеру моей оперы сперва на концертной эстраде, затем в передвижном театре "Форум" в Москве и, главным образом, в Германии в Ростоке, показал целиком эту оперу в 2000 году на всемирной выставке "ЭКСПО-2000", причем именно в немецком павильоне и на немецком языке. Его сын хочет сейчас на русском языке сделать в память запретного тогдашнего исполнения, которое было в апреле 1972 года в Доме композиторов, исполнить первую часть.

Татьяна Вольтская: А сейчас - фрагмент из пьесы "Колокола", исполняет автор.

(Звучит фрагмент пьесы)

Марина Тимашева: Это был фрагмент из пьесы Сергея Слонимского "Колокола", в исполнении автора. Спасибо Татьяне Вольтской.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG