Ссылки для упрощенного доступа

Российское образование десять лет спустя: систему спасет домашнее обучение



Закончить цикл материалов, посвященных итогам образовательного десятилетия, я хотела бы наблюдениями профессора кафедры педагогики Московского педагогического университета Татьяны Ковалевой. Пожалуй, никто кроме нее из собравшихся в ВШЭ не отметил действующих и реально меняющих систему механизмов – таких, как появление конкуренции, например, и не только среди учителей и школ.

Что действительно любопытно: конкурируют школьное и домашнее обучение. То есть, родители, как и в девяностые годы, не доверяя системе, по необходимости сами превращаются в педагогов. Тут вам индивидуальный подход и гибкая образовательная траектория, передовые технологии и правильно подобранные ресурсы. Более того, по мнению Татьяны Ковалевой, именно родители сегодня знают, как и чему надо учить. Вот несколько ее замечаний.

Рынок предполагает культурную форму – с одной стороны, выделение разных позиций, с другой стороны, выстраивание взаимосвязи. Однако, когда мы про это говорим, анализируя последние 10 лет, мы все-таки в основном обсуждаем и продвигаем конкуренцию внутри образовательного сообщества. Это трудно, это сложно – конкуренция между учителями. Кроме того, мы все понимаем напряжение между сильными и слабыми школами. Но мы практически не замечаем конкуренцию, (хотя метафорически все время говорим): между нашим образовательным сообществом и другими субъектами, которые мыслят свои цели тоже в образовании. Это колоссальный ресурс всего российского сообщества, которое тоже ставит свои задачи в образовании.

Я буквально три дня назад приехала из Санкт-Петербурга, где прошла очень сильная конференция, которая объединила различные российские площадки, претендующие на альтернативное образование. Там был очень интересный круглый стол людей, которые занимаются семейным образованием. Честно говоря, я, как эксперт, хотя с ними работаю, не ожидала, что у нас в России такой размах.

Везде семейное образование – это 1-3 процента, и поэтому там, где выходит за 3 процента, государство, понимая, что это очень сильный конкурент, начинает принимать сдерживающие законы. Таким образом, в Швеции очень сложные законы, в Финляндии, там семейное образование притормаживают. При этом они все в один голос говорят, что вы (Россия) самая свободная страна относительно семейного образования. Я отвечаю: это не то что мы свободные, мы просто безалаберные. Мы еще не поняли, что такое семья как субъект образования, и у нас почти нет никаких ограничивающих законов. У нас люди могут написать заявление, взять ребенка, и только на ЕГЭ и на ГИА вывести этого ребенка в школу. Поэтому, на сегодняшний день у нас очень много сильных людей по регионам объединились уже в семейную ассоциацию.

Но в России к этому нет культурного отношения, все школы боятся. Единственное, что они делают, они третируют семью: пусть ваш ребенок каждую неделю ходит и отчитывается. И только некоторые умные школы не боятся, а начинают выстраивать культурную коммуникацию. И это очень важно, потому что здесь заложен мощный ресурс - нового поколения молодых родителей, им 25-30 лет, и они хотят сознательно выстраивать траекторию семейного образования для своего ребенка.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG