Ссылки для упрощенного доступа

Сокровища Мальтийского ордена


Регалии Великого магистра.
Регалии Великого магистра.
В Патриаршем дворце Московского кремля открылась выставка "Сокровища Мальтийского ордена. Девять веков служения вере и милосердию". Музеи Италии, Мальты, Франции и России предоставили редчайшие экспонаты для того, чтобы история рыцарей-госпитальеров была представлена наиболее полно.

Старейший в истории человечества Мальтийский рыцарский орден существует и поныне, однако о его сегодняшней гуманитарной, да и какой бы то ни было другой, деятельности на выставке в Московском кремле ничто не напоминает. Посетитель (если это не узкий специалист-историк, разумеется) здесь скорее вспомнит о собственном отрочестве, когда не оторваться было от книжки про Айвенго.

Утилитарных предметов на выставке практически нет, зато много парадных и ритуальных. С потолка свисают чуть поблекшие от времени штандарты с рыцарскими гербами. Вызолоченные, с тонкой гравировкой рыцарские доспехи явно в сражениях не бывали. Ветвятся родословные древа, чтобы каждый благородный предок в веках позабыт не был, а на картинах с морскими баталиями художники отдают дань не изображению страданий от ран и смертям, а тому, как живописно смотрятся украшенные знаменитым остроконечным крестом корабли, окутанные игрушечными облачками пушечных взрывов.

Правда, серьезную ноту вносят документы. Об одном из них рассказывает автор концепции кремлевской выставки Людмила Гаврилова:

– 1666 год. В битве при Дарданеллах объединенный флот Венеции и России разгромил турок. Было освобождено 7 тысяч христианских невольников, находившихся на турецких галерах. Две с половиной тысячи из них были перевезены на Мальту. После прохождения карантина их лечили, кормили, снабдили одеждой, деньгами. Документ, который мы показываем на выставке свидетельствует о выдаче Великим магистром каждому освобожденному невольнику сопроводительной грамоты, то есть, как сказали бы мы сейчас, паспорта. Он нужен был для возвращения на родину. В тексте – просьба ко всем европейским государям оказать им защиту и помощь. Представляете, в этом списке – имена 1200 наших соотечественников, которых здесь называют "московитами" и "руситами". Это лишь один факт пересечения судеб, а таких эпизодов – тысячи, – подчеркивает Людмила Гаврилова.

И все же долгое время это были разрозненные факты, то есть контакты России и Мальтийского ордена можно назвать эпизодическими – до тех пор, пока Павел I, как не крути, совершил экзотичный поступок. Православный монарх возглавил католический Орден, стал его Великим Магистром. На выставке представлены две, практически неотличимых друг от друга, короны главы Ордена, изготовленные специально для российского императора. Одна ныне хранится в Оружейной палате, другая в Риме. Долгое время считалось: какая-то из них не подлинная. Сейчас установлено обе – это оригиналы. Людмила Гаврилова поясняет:

– Почему появилась вторая корона? Первую изготовили в спешке. Там были технологические недостатки, что не позволяло Павлу I носить эту корону во время церемоний. Вторую сделали уже в соответствии с размерами головы императора.

Жемчужиной выставки можно счесть привезенный сейчас в Москву из Флоренции портрет кавалера Мальтийского ордена кисти Караваджо.
XS
SM
MD
LG