Новый облик сетевого ресурса Openspace (OS) и запуск проекта Colta.ru, куда перешла старая команда OS - одно из важнейших интернет-событий уходящей недели.
Openspace.ru жив - не вполне един, но в двух весьма разных сайтах. Кому за прежним контентом, встречайте Colta.ru – старые лица культурного и культового портала, которые разошлись во взглядах с инвестором и были отправлены в свободное плавание. Необычное дело: уволенные сотрудники, получив компенсацию, не стали тратить ее на себя, а вложили деньги в трехмесячное существование нового проекта – собственно, Colta.ru. Уже за неделю – примечательный и вполне гурманский набор публикаций. Интервью Земфиры, временами шокирующий фоторепортаж голландского фотографа "Хлеб и кровь на обочине Транссиба", советы потенциальным медиаэмигрантам от Леонида Бершидского, прошедшего многих славных путь из России на украинский рынок средств массовой информации. В команде Colta.ru остались почти все, кто был на OS. И легче обратиться к публикации одного из ключевых авторов портала, признанного эксперта в области современного искусства Екатерины Деготь – под названием "Почему я не буду работать на Colta.ru". Обширный, особенно по интернет-меркам, текст содержит в себе весьма точные наблюдения за рынком искусства последнего десятилетия – высказанные более с левых позиций, ранее не столь свойственных автору:
Зачарованность миллионами арт-рынка была на самом деле зачарованностью финансовым капитализмом вообще. Это была та зона, где капитализм был красив и престижен. Возгонка цены к заоблачным высотам под звон молотка, рост огромного пузыря из ничего – это был тот узел, где связались в общественном сознании эрос рыночной экономики и волшебная сила современного искусства, которое, как представляется, создает ценности из предельного сора. Не последнюю роль сыграл и подъем России с колен (это только кажется, что то был исключительно дискурс власти и журналистам и интеллектуалам он был противен; это не так, он им был, конечно, выгоден, поскольку сулил рост зарплат). В финансовом росте и этом подъеме с колен искусство – в широком смысле слова, все виды искусств – должно было сыграть ключевую роль: и само по себе, и как метафора волшебности перемен.
Однако никакое количество самых полезных и примечательных наблюдений не смогло избавить Екатерину Деготь и ее аудиторию от разговора на основную тему, вынесенную в заголовок – почему, собственно говоря, один из лучших арт-критиков не переместился вместе с командой Openspace на новый ресурс. И выяснилось вот что:
Новое название Colta, на мой вкус, еще больше знаменует настаивание на культуре, на ее классовом превосходстве (слово красивое, латинское, интеллигентное, а не низменно-офисное англосаксонское Openspace). Настаивание на эрудиции – а эрудиция есть знание "в себе" и для себя, аналог "искусства для искусства". Это вкус Серебряного века, эстетизма, символизма, который, как мы знаем по истории – и в частности, истории Италии, – оказался слишком неустойчив к политическим влияниям, поскольку не рефлексировал собственную политику. Как это бывает при таком абстрактном понимании культуры, на этом слове слишком легко соскользнуть в темные глубины прошлого, где культура есть возделывание традиции, почвы и судьбы, где собранный урожай (colta) связывается в снопы (fasci)… Наверное, у меня паранойя, но мой лингвистический радар сигналит мне "стоп". Атмосфера офисного оупенспейса пахнет кондиционером, да. Но здесь пахнет чем-то, на что у меня слишком серьезная аллергия.
В сетевых дискуссиях, весьма подивившись радикальной перемене идеологических воззрений известного куратора, отметили, что лингвистический радар Екатерины Деготь прямо указывает на известную притчу о краже коровы – "Если корову украл, значит урод, если урод, значит маленький, если маленький, значит из Малиновки, а если из Малиновки, значит Васька Косой". Но большинство наблюдателей, говоря языком экономики, закрылись в позитиве – отметив, что Colta.ru нашла наиболее удачный выход из ситуации: опубликовать текст Екатерины у себя. Наряду с обычными редакционными, в таком же оформлении. И получилось красиво.
* * *
Не менее поучительной, хотя и в другом роде, вышла история в исполнении автора нового Openspace.ru Олега Кашина. Материал "Бей пролетария в хамскую морду" рассказывает об эволюции Андрея Перлы – самарского политолога и интеллектуала, ярко проповедовавшего откровенный элитаризм:
Блог Перлы, который сейчас, к сожалению, доступен только в кэш-памяти поисковиков, на протяжении многих лет состоял из текстов, убедительно объясняющих превосходство элит над народом. "Слово "быдло" я не использую только из-за его неблагозвучности", – писал Андрей Перла. Но, впрочем, иногда об этом забывал. Вот текст об англо-саксонской модели демократии: "Попытка ее реализации приведет только к одному – быдло сядет на шею, не даст финансировать вообще ничего, кроме хлеба и зрелищ". Или: "Современное общество – в России уж точно – стремится "вымывать" тех, кто НЕ поощряет демократические принципы – проще говоря, тех, кто умнее охлоса, или, по-русски, быдла. Мы сопротивляемся, в данный момент – успешно".
Кашин не зря упомянул исчезновение блога Перлы – назвав в конце своего материала и причину, по которой это произошло:
Наверное, стоит объяснить, что случилось в жизни Андрея Перлы. Газета «Самарское обозрение» (он сам из Самары) сообщила об этом 9 июля. Андрея Перлу назначил своим помощником полпред президента в Уральском федеральном округе Игорь Холманских ("Уралвагонзавод", бывший начальник цеха. – РС). О назначении газете сообщил сам Перла, отказавшись от дополнительных комментариев.
Авторы "Коммерсанта" – Кашин, Григорий Ревзин, Ольга Алленова, Дмитрий Камышев – пока что поставляют основной массив заметок для нового Openspace; отрадный факт журналистской солидарности с Максимом Ковальским – главным редактором ресурса, который несколько месяцев назад не по своей воле и не без околополитического скандала покинул схожий пост в еженедельнике "Коммерсант-Власть".
* * *
Пока же следует признать старт обоих ресурсов состоявшимся и заслуживающим самых добрых слов. И вместе с тем отметить, что для команды Colta.ru пошел трехмесячный отсчет – за это время надо либо найти инвесторов, либо выстроить систему существования за счет читателей и почитателей, либо сочетать и то, и другое. А команде Максима Ковальского в ближайшее время придется доказать, что и в чисто сетевой журналистике она сможет сказать свое слово – не похожее ни на то, что раньше звучало под вывеской Openspace, ни на стилистику еженедельника "Коммерсант-Власть".
Но лучше бы, чтобы получилось у обоих сетевых изданий. Лучше и для них, и для читателей.
Openspace.ru жив - не вполне един, но в двух весьма разных сайтах. Кому за прежним контентом, встречайте Colta.ru – старые лица культурного и культового портала, которые разошлись во взглядах с инвестором и были отправлены в свободное плавание. Необычное дело: уволенные сотрудники, получив компенсацию, не стали тратить ее на себя, а вложили деньги в трехмесячное существование нового проекта – собственно, Colta.ru. Уже за неделю – примечательный и вполне гурманский набор публикаций. Интервью Земфиры, временами шокирующий фоторепортаж голландского фотографа "Хлеб и кровь на обочине Транссиба", советы потенциальным медиаэмигрантам от Леонида Бершидского, прошедшего многих славных путь из России на украинский рынок средств массовой информации. В команде Colta.ru остались почти все, кто был на OS. И легче обратиться к публикации одного из ключевых авторов портала, признанного эксперта в области современного искусства Екатерины Деготь – под названием "Почему я не буду работать на Colta.ru". Обширный, особенно по интернет-меркам, текст содержит в себе весьма точные наблюдения за рынком искусства последнего десятилетия – высказанные более с левых позиций, ранее не столь свойственных автору:
Зачарованность миллионами арт-рынка была на самом деле зачарованностью финансовым капитализмом вообще. Это была та зона, где капитализм был красив и престижен. Возгонка цены к заоблачным высотам под звон молотка, рост огромного пузыря из ничего – это был тот узел, где связались в общественном сознании эрос рыночной экономики и волшебная сила современного искусства, которое, как представляется, создает ценности из предельного сора. Не последнюю роль сыграл и подъем России с колен (это только кажется, что то был исключительно дискурс власти и журналистам и интеллектуалам он был противен; это не так, он им был, конечно, выгоден, поскольку сулил рост зарплат). В финансовом росте и этом подъеме с колен искусство – в широком смысле слова, все виды искусств – должно было сыграть ключевую роль: и само по себе, и как метафора волшебности перемен.
Однако никакое количество самых полезных и примечательных наблюдений не смогло избавить Екатерину Деготь и ее аудиторию от разговора на основную тему, вынесенную в заголовок – почему, собственно говоря, один из лучших арт-критиков не переместился вместе с командой Openspace на новый ресурс. И выяснилось вот что:
Новое название Colta, на мой вкус, еще больше знаменует настаивание на культуре, на ее классовом превосходстве (слово красивое, латинское, интеллигентное, а не низменно-офисное англосаксонское Openspace). Настаивание на эрудиции – а эрудиция есть знание "в себе" и для себя, аналог "искусства для искусства". Это вкус Серебряного века, эстетизма, символизма, который, как мы знаем по истории – и в частности, истории Италии, – оказался слишком неустойчив к политическим влияниям, поскольку не рефлексировал собственную политику. Как это бывает при таком абстрактном понимании культуры, на этом слове слишком легко соскользнуть в темные глубины прошлого, где культура есть возделывание традиции, почвы и судьбы, где собранный урожай (colta) связывается в снопы (fasci)… Наверное, у меня паранойя, но мой лингвистический радар сигналит мне "стоп". Атмосфера офисного оупенспейса пахнет кондиционером, да. Но здесь пахнет чем-то, на что у меня слишком серьезная аллергия.
В сетевых дискуссиях, весьма подивившись радикальной перемене идеологических воззрений известного куратора, отметили, что лингвистический радар Екатерины Деготь прямо указывает на известную притчу о краже коровы – "Если корову украл, значит урод, если урод, значит маленький, если маленький, значит из Малиновки, а если из Малиновки, значит Васька Косой". Но большинство наблюдателей, говоря языком экономики, закрылись в позитиве – отметив, что Colta.ru нашла наиболее удачный выход из ситуации: опубликовать текст Екатерины у себя. Наряду с обычными редакционными, в таком же оформлении. И получилось красиво.
* * *
Не менее поучительной, хотя и в другом роде, вышла история в исполнении автора нового Openspace.ru Олега Кашина. Материал "Бей пролетария в хамскую морду" рассказывает об эволюции Андрея Перлы – самарского политолога и интеллектуала, ярко проповедовавшего откровенный элитаризм:
Блог Перлы, который сейчас, к сожалению, доступен только в кэш-памяти поисковиков, на протяжении многих лет состоял из текстов, убедительно объясняющих превосходство элит над народом. "Слово "быдло" я не использую только из-за его неблагозвучности", – писал Андрей Перла. Но, впрочем, иногда об этом забывал. Вот текст об англо-саксонской модели демократии: "Попытка ее реализации приведет только к одному – быдло сядет на шею, не даст финансировать вообще ничего, кроме хлеба и зрелищ". Или: "Современное общество – в России уж точно – стремится "вымывать" тех, кто НЕ поощряет демократические принципы – проще говоря, тех, кто умнее охлоса, или, по-русски, быдла. Мы сопротивляемся, в данный момент – успешно".
Кашин не зря упомянул исчезновение блога Перлы – назвав в конце своего материала и причину, по которой это произошло:
Наверное, стоит объяснить, что случилось в жизни Андрея Перлы. Газета «Самарское обозрение» (он сам из Самары) сообщила об этом 9 июля. Андрея Перлу назначил своим помощником полпред президента в Уральском федеральном округе Игорь Холманских ("Уралвагонзавод", бывший начальник цеха. – РС). О назначении газете сообщил сам Перла, отказавшись от дополнительных комментариев.
Авторы "Коммерсанта" – Кашин, Григорий Ревзин, Ольга Алленова, Дмитрий Камышев – пока что поставляют основной массив заметок для нового Openspace; отрадный факт журналистской солидарности с Максимом Ковальским – главным редактором ресурса, который несколько месяцев назад не по своей воле и не без околополитического скандала покинул схожий пост в еженедельнике "Коммерсант-Власть".
* * *
Пока же следует признать старт обоих ресурсов состоявшимся и заслуживающим самых добрых слов. И вместе с тем отметить, что для команды Colta.ru пошел трехмесячный отсчет – за это время надо либо найти инвесторов, либо выстроить систему существования за счет читателей и почитателей, либо сочетать и то, и другое. А команде Максима Ковальского в ближайшее время придется доказать, что и в чисто сетевой журналистике она сможет сказать свое слово – не похожее ни на то, что раньше звучало под вывеской Openspace, ни на стилистику еженедельника "Коммерсант-Власть".
Но лучше бы, чтобы получилось у обоих сетевых изданий. Лучше и для них, и для читателей.