Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Александр Генис: В летнем кино, куда половина Америки отправилась спасаться от жуткой жары, отличился сугубо летний фильм одного из самых оригинальных режиссеров страны. У микрофона – ведущий “Кинообозрения” “Американского часа” Андрей Загданский. Прошу вас, Андрей!

Андрей Загданский: Любопытно, что два летних фильма, которые в этом году идут в кинотеатрах в Америке, посвящены двум крайним возрастным группам. Один фильм, о котором мы совсем недавно с вами говорили - о пенсионерах-англичанах, и другой фильм - о детях, по-настоящему детский фильм. Это новая картина Уэса Андерсона “Королевство полной луны” (“Moonrise kingdom”). Фильм о детской любви. С первого кадра Андерсону удается погрузить зрителя, нас с вами, в его собственное детство, как настоящее, так и придуманное собственное детство, то детство, которое каждый себе воображает для того, чтобы отгородиться, отделиться от взрослого мира. Камера панорамирует по дому героини фильма, но игра с масштабом сделана так, что зрителю кажется, что это не дом, а декорация кукольного домика в фильме. И в этой декорации, где должны быть игрушечные дети, игрушечные автомобили, игрушечные плюшевые игрушки, сидят три маленьких мальчика, три крошечных брата-близнеца лет четырех и слушают концерт Бриттена с комментарием на маленьком переносном пластмассовом проигрывателе, густо перенасыщенного цвета - точная примета 70-х годов. Мне стало сразу ужасно смешно. Так начинается фильм. Фильм это главная, основная детская фантазия , если вам 13-14 лет и вы влюблены в девочку. Я вам напомню, какая главная фантазия в 13-14 лет. Что вы и ваша возлюбленная девочка оказываетесь одни в мире, желательно - на необитаемом острове. Именно эту историю рассказывает Уэс Андерсон о мальчике Сэме и девочке Сузи. Для удобства (и, одновременно, это такое стечение обстоятельств) Сэм уже живет на острове, как бойскаут в отряде номер 55 под руководством предводителя бойскаутов, которого играет Эдвард Нортон. Вообще у Уэса Андерсона маленькие и совсем уже второстепенные роли всегда играют замечательные актеры, и это говорит не только о его удачном выборе звезд, но и о том, что звезды любят сниматься у Уэса Андерсона, им нравится принимать участие в этих очаровательных детских шутливых затеях. На том же самом острове, где Сэм работает бойскаутом под руководством Эдварда Нортона, живет девочка Сузи. Живет в странном доме, со странными тремя братиками, которые слушают концерт Бриттена, и странными родителями: странным отцом Биллом, которого играет Билл Муррей (уже понятно, что это будет странный человек), и не менее странной мамой, которую играет Фрэнсис МакДорманд. Вы помните ее по главной роли в фильме “Фарго”, за которую она получила “Оскара”. Ее странная мама ходит по дому с громкоговорителем и кричит в него, призывая детей к завтраку. Еще на этом острове живет полицейский, тоже странный одинокий человек (его играет Брюс Уиллис), и не менее странный рассказчик, который рассказывает всю эту историю нам на манер литературы 19-го века. Его играет Боб Балабан Итак, Сэм и Сузи, естественно, бегут. Бегут из дома для того, чтобы вместе разбить лагерь и жить в палатке, или, по-нашему, жить в шалаше. Сложность ситуации Сэма заключается в том, что его разыскивают многие, для такого маленького бойскаута очень многие. Его ищут друзья-приятели, которые стали предателями, под руководством Эдварда Нортона, его ищет полицейский острова, его ищут родители Сузи, его ищет сотрудник социальной службы. Сэм – сирота, от него только что отказались его приемные родители, он принадлежит социальной службе. Представителя социальной службы играет блестящая, гениальная Тилда Суинтон. Итак, детей ловят, водворяют на свои места, но ничего не может остановить влюбленного мальчика и влюбленную девочку. Это и мораль и, одновременно, финал фильма. Я надеюсь, я ничего не испортил тем, кто пойдет смотреть фильм. В чем прелесть, юмор и обаяние картины? Наверное, в пародии, в узнаваемых ссылках на другие фильмы, на пошлую “Голубую лагуну”, на телесериал “МЭШ”, который был, как известно, о войне в Корее, но всегда воспринимается в Америке, как сериал о войне во Вьетнаме, поскольку он совпадал по времени с войной во Вьетнаме. Прелесть в нелепых характерах взрослых, которые живут в своем неправильном, пресном, лишенном чувств, лишенном настоящего мире, когда рядом с ними есть настоящий, правильный мир двух влюбленных детей. Если угодно, мораль фильма заключается в том, что взрослым всегда есть, чему поучиться у детей. Фильм Уэса Андерсона - яркое тому подтверждение. Во всяком случае, сам Уэс Андерсон успешно черпает в своем собственном детстве вдохновение для своих замечательных детских фильмов.

Александр Генис: Все фильмы Уэса Андерсона отличаются тем, что они непохожи друг на друга. Исайя Берлин, замечательный филолог и философ, говорил, что существует два типа художников - еж и лиса. Еж знает одну хитрость, а лиса - много. Достоевский - это еж, а Толстой - лиса. Мы в прошлом выпуске “Американского часа” говорили о Вуди Аллене. Вуди Аллен это типичный еж, потому что он все время делает один и тот же фильм. Он меняется бесконечно, но в то же время он всегда остается самим собой. Это мне напоминает концерты Моцарта. Какими бы они разными не были, вы их никогда не перепутаете с Гайдном, это совершенно другого класса музыка. То же самое с Вуди Алленом. А Уэс Андерсон это человек, который последовательно делает фильмы, непохожие один на другой. И мне кажется это чрезвычайно важным фактором, потому что самое страшное в Голливуде не то, что они плохо делают кино, а то, что они делают одно и то же кино. Это не я сказал, а сказал Редфорд, который из-за этого устроил фестиваль “Сандэнс”. Он сказал, что прекрасное кино делает Голливуд, но это один и тот же фильм.

Андрей Загданский: Уэс Андерсон и Вуди Аллен, в первую очередь - художники. Они делают разные или одинаковые фильмы, черпают свое вдохновение в детстве или в более позднем возрасте - это все подлинные артистические попытки. Что можно называть искусством? Сколько угодно существует определений. Как я отличаю настоящий фильм от не настоящего? До какой степени автор воссоздает мир, в котором можно жить, который достоверен. Он сказочный, придуманный, нелепый, невероятный, но он - достоверен. Я себе представляю, что этот мир существует по собственным законам, они не похожи на жизнь, но они выдерживают испытание зрителем, они остаются чем-то самостоятельным.

Александр Генис: А вы знаете, как я определяю настоящее кино? Когда я выхожу из кинотеатра и мне кажется, что фильм заразил реальность, и реальность повторяет то, что я только что видел в кино – люди похожи на персонажей, музыка в воздухе как будто бы разлита… Когда я выхожу с хорошего фильма, я всегда немножечко другими глазами смотрю на мир. Вот ради этого сдвига и существует искусство.

Андрей Загданский: Конечно же, это так, потому что мы живем в то время, когда наш реальный мир окружен не только реальными персонажами, предметами, людьми, но и реальной ссылкой на то, что мы видели, знаем, чувствовали, испытывали в кинотеатре, в музыкальном зале, в картинной галерее. Есть вещи, которые переходят в этот реальный мир, они продолжают нас окружать и становятся предметом второй реальности. Вот фильмы Уэса Андерсона - это вторая реальность.
XS
SM
MD
LG