Ссылки для упрощенного доступа

Художники Петр Павленский и Лена Хейдиз – об акциях в поддержку Pussy Riot


Петербургский художник Петр Павленский
Петербургский художник Петр Павленский
30 июля Хамовнический суд Москвы начнет рассмотрение по существу уголовного дела в отношении участниц панк-группы Pussy Riot. Сторонники арестованных проводят акции в их поддержку – подчас весьма необычные.

25 июля петербургский художник Петр Павленский зашил себе рот и вышел к Казанскому собору с плакатом: "Выступление Pussy Riot было переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа". Он рассказал РС о своей акции:

Было не очень больно, потому что это всего лишь множественные проколы. И это ни в какое сравнение не идет с тем, что испытывают девушки из Pussy Riot, которых ритуально наказывают властные структуры.

– В истории акционизма были подобные выступления. В свое время художник и писатель Дэвид Войнарович зашил себе рот в знак протеста против политики в области СПИДа. И российские актуальные художники тоже подобные акции проводили. Вы вспоминали их, когда готовились к вашей акции?

Нет, вопрос первичности или оригинальности меня вообще не волновал. Я думаю, что подобные прецеденты были в истории постоянно, потому что это простой и яркий жест.

Вы ссылались в своем плакате на Евангелие от Матфея об изгнании торгующих из храма. Вы считаете, что девушки из Pussy Riot – настоящие христианки?

Безусловно. Их акция носит христианский характер, они поддерживают христианские традиции и христианскую культуру. Если немножко пофантазировать и представить, что Иисус Христос оказывается в нашем времени, он не согласен с системой, он проникает в соборы и крушит ларьки с церковной утварью… Несложно догадаться, что бы с ним дальше произошло.

Вы лично знакомы с девушками из Pussy Riot или с группой "Война"? Участвовали в их акциях?

Нет. Я просто наблюдал за этой ситуацией и, когда российская интеллигенция собрала тысячи подписей в поддержку Pussy Riot, решил, что девушек скоро отпустят. А сейчас совсем негативно стали события развиваться. Думаю, что это прямое заявление властных структур о том, что Россия переходит в состояние тоталитарного государства. Обществу показывают, что все должны заткнуться, высказываться никто не имеет права. Возникает вопрос о нашей стране – светское это государство или уже религиозное? Если религиозное, тогда законодательство должно быть другое. И второй вопрос: о позиции православной церкви: поддерживает она христианскую культуру или какую-то другую? Эти два фундаментальных вопроса показывают противоречия внутри идеологического аппарата. А последствия отражаются, в частности, на Pussy Riot, на трех молодых девушках.

– А как, на ваш взгляд, поступили бы настоящие христиане, если бы в их храме группа Pussy Riot провела свой панк-молебен?

Прежде всего, христианин должен провести аналогии. Ведь над Иисусом Христом тоже проводили ритуал наказания, долгий и мучительный. Как могут христиане проводить тот же ритуал? Держат молодых девушек в тюрьме и собираются еще долго держать. Это напрямую противоречит христианским убеждениям.

– Прохожие, туристы, которые видели вас с плакатом и с зашитым ртом, понимали ваш месседж? Как они реагировали?

Думаю, что да, большинство людей понимало. Ведь проблема гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Это вопрос о будущем России.

– Сколько вам удалось простоять?

Час-полтора. У меня немножко время по-другому шло, потому что я не реагировал на людей, на прохожих и на милиционеров, акция была безмолвная.

– Журналисты писали, что после этой акции за вами стали следить, какие-то стали подозрительные вещи происходят. Это правда?

Меня привезли в больницу, я должен был пройти психологическую экспертизу. Когда мне расшили рот, я говорил с психиатром. Ему стало совершенно ясно, что я здоров, никаких отклонений нет. Он меня отпустил, написал необходимое заключение, все очень хорошо закончилось. Однако потом в час ночи какие-то люди приехали по адресу прописки, стали звонить сначала внизу, потом проникли в дом, стали шуметь на лестничной площадке, стучать, звонить соседям, узнавать, кто тут живет, наводить справки. Потом я понял, для чего это могло быть сделано. Акция прошла и получила определенный резонанс. Акция акцией, но еще есть мои интервью, то есть идет информационный поток. Я думаю, что, если бы они смогли меня куда-то увезти, забрать, скорее всего, меня стали бы запугивать. Я разговаривал с несколькими адвокатами, они сказали, что, как правило, в таких ситуациях запугивают родственников, угрожают физической расправой, иногда даже фабрикуют дела. Скорее всего, на меня бы стали психологически давить, угрожать, что сфабрикуют дело, сказали бы, чтобы я не выходил на связь журналистами, не давал комментариев. Но я решил комментировать, написал статьи в зарубежные издания. Пока они вроде бы притихли, все спокойно. Даже если меня заберут, все равно дело, которое я хотел сделать, я уже сделал.

* * *

Известная московская художница Лена Хейдиз уже больше 20 дней держит голодовку с требованием освободить девушек из Pussy Riot. Она хочет продержаться до начала суда.

Лена Хейдиз
Лена Хейдиз
Изначально это была групповая акция, в ней участвовали Алина Витухновская, Владимир Голышев, Анна Домбровская, 11 человек, из них пять – участники "ОккупайСуда". Мы начали голодать 4 июля, но почему-то не сложилось, и все потихонечку прекратили голодовку. Дольше всех голодала Анна Домбровская – 16 дней. Теперь осталась я одна и решила идти до конца, хотя бы до суда. Я знаю, что суд не освободит девушек – это всем понятно, но, по крайней мере, я выражу солидарность с ними.

– Вы знакомы с Надеждой Толоконниковой?

Шапочно, мы с ней виделись на выставках. Она мне очень симпатична.

– Она ведь призывает вас прекратить голодовку.

Надя сама дней 8 голодала, но у нее сильно болела голова, и она вышла из голодовки. Я переношу гораздо легче и хочу продолжить голодовку до начала суда, потому что это политическая акция.

– Процесс над Pussy Riot – это продолжение судов над организаторами выставок в Сахаровском центре. Вспоминается и кампания травли, которую против вас организовали в связи с вашей работой "Химера загадочной русской души". Это ведь звенья одной цепи, и одни и те же люди стоят за всеми этими делами…

Да, конечно. Только дело против Pussy Riot было возбуждено из-за того, что во время акции они пропели "Богородица, Путина прогони". Их акция по жесткости и по правде превосходила и "Запретное искусство", и вообще все, что было сделано раньше. Очень сильная художественная акция, на мой взгляд. Именно художественная. Многие художники недооценивают ее, говорят, что она неудачная и что жест не очень яркий. Я с ними не согласна. Я считаю, что очень сильная акция, девочки молодцы.

– Есть такая версия, что Путин суеверно воспринял эту панк-молитву всерьез... Похоже на правду?

Похоже, конечно. Я думаю, что это личная месть нашего президента. Девушки молодые, красивые, талантливые, сильные, умные, не ползают на коленях, не являются холопами и холуями, и это нашего президента смущает.

– Вы знаете об акции Петра Павленского, который зашил себе рот в знак протеста против суда над Pussy Riot. Сильный жест?

Не совсем. Зашить рот – это сильно и жестко, но требования, которые он выдвинул, мне не показались убедительными. Он проводит параллель с Христом, и мне показалось, что это уступка православию.

Фрагмент программы "Итоги недели"
XS
SM
MD
LG