Ссылки для упрощенного доступа

Алэн Уоррен Хейг и Тони Беннет, которому только что исполнилось 86 лет


ДС: Результаты конкурсного опроса критиков журнала «Даунбит» вторглись в мой июльский джазовый календарь, отменив несколько юбилеев. Но, не смотря на законно воцарившийся август, я собираюсь отдать должное, родившемуся в июле, пианисту Элу Хейгу.
Из первопрестольной наш верный слушатель Василий Худяков сообщает, что некоторые фанатики «Времени Джаза», в чьих апартаментах нет недостатка в десктопах, ноутбуках и прочих таблетках, они же смартфоны, предпочитают слушать джаз на «Свободе» на ламповых приемниках типа «Минск-58» или же «Харьков-57» (детище завода имени Шевченко, на самом деле оборонного предприятия «Почтовый ящик МОНОЛИТ».) Что добавить? Красное дерево, знаменитый зеленый глазок, плывущая волна, незабываемый звук… Ностальгия, дамы и господа, посильнее всяких там «SIEMENS E 311» для многопалубных яхт и скоростных катеров.
Позволю себе, однако, напомнить, что вы слушаете именно «Время Джаза» на коротких и средних «Свободы», на безламповых (не всем поднять такой груз, как радиола «Океан»!) «Сони» и «Грюндиках», на смартфонах с присевшей батарейкой и, что всегда приятно, LIVE или в подкасте с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в климатически никому неверной Лютеции ваш неизменный ДС.

Al Haig - Con Alma – 4:25 (Al Haig - Enigma - Jazz Ball)

ДС: - «Con Alma», «Вдохновенно», «С Душой» - композиция Диззи Гиллеспи. Эл Хейг – рояль, соло. Трио Эла Хейга записало этот диск «Enigma» в 1977 году. Несколько пьес, включая «Con Alma» Хейг играет и в составе трио, и, как в данном случае, почти что соло. Однако щетки Франка Гэнта, как и контрабас Джамиля Нассера, царапают слух.
Алэн Уоррен Хейг был практически первым (добавим Бада Пауэла) пианистом би-бопа. Он родился 19 июля 1922 года в Ньюарке, штат Нью-Джерси. В детстве он учился играть и на пианино, и на арфе (!), на кларнете и саксофоне! Уж эти уроки музыки в американских школах! Ощущение такое, что тебя не подпустят к аттестату, если ты не играешь на тромбоне, контрабасе или вибрафоне! Призванный в армию, Эл Хейг играет в оркестре Coast Guard – нечто схожее с пограничными войсками. Это 42-44 годы. В ту эпоху Эл слушает Тедди Уилсона, Мела Пауэла и Билли Кайла. Он так же вовремя услышал игру Бада Пауэла и сообразил, куда это может привести. После дембеля он дебютирует в Бостоне и переезжает в Нью-Йорк. Это эпоха бушующей и бессонной 52-й улицы. Он играет с гитаристом Ллойдом «Тайни» Граймсом и, неожиданно, получает приглашение от двух безумцев эпохи: Диззи Гиллеспи и Чарли Паркера – стать пианистом их ритм-секции. Сохранившиеся записи более чем низкого качества, поэтому я предлагаю вам трио Эла Хейга 54 года, играющее стандарт Джонни Грина «Body And Soul»:

Al Haig Trio - Body And Soul – 4:52 (Al Haig Trio - One Day Session – Fresh Sound)


ДС: - «Body And Soul», Джонни Грина и Эдварда Хеймэна. «Я вся твоя телом и душой…». Трио Эла Хейга, рояль, с Биллом Кроу – контрабас и Ли Эбрамсом – ударные. Запись была сделана в Нью-Йорке в 54 году и вышла на виниле фирмы «Esoteric», а си-ди появился на «Fresh Sound».


ДС - В ранние годы бибопа Эл Хейг был нарасхват. Он участвовал в исторических записях боповых стандартов на фирме «Guild», таких как «Salt Peanuts», «Hot House», «Lover Man» и «Shaw Nuff». Но, честно говоря, здесь есть еще одна деликатная сторона дела. Хейг, в отличии от Монка, Пауэла, Ёрла Хайнза или Джея МакШанна не был афроамериканцем. Он был вдребезги белым! И, несмотря на двусторонний расизм в обществе и, односторонний, в джазе (вспомним историю Майлза Дейвиса и Ли Конитца из старых передач!) -- Эла Хейга носили на руках.
В конце 45 года Эл снова входит в состав секстета Диззи и Паркера, который играл в то время в Голливуде. Исторически это первое появление би-бопа на Западном побережье. В 46-м он записывает с Диззи уже отстоявшуюся классику нового жанра: «Дайнамо Эй», «‘Round Midnight», «Night in Tunisia» и «One Bass Hit». Бен Уебстер, Коулмен Хокинс, Эдди лОкджо Дейвис хотят записываться только с ним. Нужно сказать, что, как и Чарли Паркер или Диззи Гиллеспи, эти агрессивные солисты оставляли весьма мало места Элу Хейгу. Его сторона квадрата была всегда самой, скажем, узкой. Из чего мы можем сделать вывод, что «квадрат» в джазовой импровизации – скорее метафора.
«Время Джаза» на частотах «Свободы! На коротких и средних, а так же на ваших смартфонах, таблетках и компьютерах через спутники Hotbird и ASIASAT-3, через wi-fi или же прямо с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.

Al Heig - 'Round Midnight – 5:20 (Al Haig Trio - Jazz Will-O-The-Wisp – Solar Records)

ДС: «Около полуночи», «Вокруг полночи» - шедевр Телониуса Монка. 13 марта 54 года, Нью-Йорк. Тот же состав Трио Эла Хейга: Хейг, рояль, Билл Кроу – контрабас и Ли Эбрамс – ударные. Но это не LP «Esoteric», а «Jazz Will-O-The-Wisp» фирмы «Vogue».
Удивительно, но многие американские историки джаза считают, что после записи с нонетом Майлза Дейвиса программного диска «Birth of the Cool», Эл Хейг исчез и появился, зрелый и полный сил в лишь в последнее десятилетие своей жизни, в семидесятых. Французские историки не согласны: Эл Хейг с перерывами, но играл во Франции и в США с 60 по 80 год (с Рене Тома в Монреале, с Джимми Рейни в Карнеги-Холле в Нью-Йорке); он гастролировал по Европе: Великобритания, Франция, Швеция, Бельгия, Дания и только после этого он начал свою vita nuova и записал ряд замечательных дисков для «Spotlite», « Choice», «Interplay» и «Musica».

Al Heig - I'll Keep Loving – 3:20 (Al Haig Trio & Quartet - Manhattan Memories – Sea Breeze Jazz)

ДС: «I'll Keep Loving», «Я все равно буду любить» - композиция Бада Пауэла. Эл Хейг соло, 18 февраля 77 года, Нью-Йорк.
В 69 году Эл Хейг был арестован: его обвинили в убийстве его третьей жены Бонни 9 октября того же года. Судя по всему, она была задушена. Эл провел около года в тюрьме и был освобожден. Он утверждал, что его жена в сильном подпитии скатилась по лестнице со второго этажа и свернула себе шею. Эл Хейг умер от инфаркта 16 ноября 82 года. В 2007 году вторая жена Эла Хейга, Грэндж Ратэн, опубликовала воспоминания под названием «Смерть би-боповой жены». В этих мемуарах она в деталях описала смерть Бонни, разоблачая Хейга и темную сторону его характера – его жестокость и агрессивность по отношению к близким. Она привела высказывание контрабасиста Хэла Гейлора, которому Эл признался в том, что он убил жену.
Вот после выхода из тюрьмы, то есть в начале семидесятых, Эл Хейг начал играть и записываться, и это-то и было самое плодотворное десятилетие его музыкальной жизни.

ДС - Вернемся на несколько минут к шестидесятому конкурсному опросу джазовых критиков журнала «Даунбит». В «Зал Славы» в этом году введен ударник Пол Мотьян; лучшим Большим Оркестром признан оркестр Марии Шнайдер; Трубач Года – Эмброуз Акинмусири; лучший тромбонист Уайклиф Гордон; Брэндфорд Марсалис получил звание лучшего сопрано-саксофониста года; альт-саксофонист года – Рудреш Махантапа (он родился в Триесте, Италия, а вырос в США; он, как и Виджэй Айер, сын иммигрантов, выходцев из Южной Индии); лучший тенор-саксофон – Сонни Роллинс; баритон – Гэри Смульян; кларнет – Анат Коэн; флейта – Николь Митчел; клавиши – Хэрби Хэнкок; орган (и здесь мы и остановимся на сегодня) – Джои ДеФранческо.
История джаза от госпелс и блюза, рэгтайма и страйда, свинга и би-бопа до хард-и-необопа, Третьего Течения, авангарда и world music – на частотах «Свободы»: в летнем эфире и на нашем сайте svobodanews.ru. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.

Tony Bennett - Close Enough For Love – 4:28 (Tony Bennett The Art Of Romance – Columbia)

ДС: «Close Enough For Love», «Сколько времени ушло на то, чтобы дотронуться друг до друга, чтобы научиться делить, умножая, радость… Но мы справились с трудностями и победили проблемы и, если теперь, это все еще полно несовершенства, это уже близко к любви…» Весьма упрощенный перевод слов Пола Уильямса знаменитой песни Джонни Мэндэля «Весьма близко к любви…»
Я помню, как за несколько лет до кончины, американский тромбонист, писатель и журналист, который вел колонку новостей джаза в «International Herald Tribune» в течение 21 года, Майк Зверин, тот самый, что участвовал в первой записи «Рождения Кула» Майлза Дейвиса, подарил мне свою автобиографию «Close Enough For Jazz»… Эта книга слегка отравлена призраками непризнания, хотя Майк играл и с Клодом Сорнхиллом, и с Биллом Рассо, и с Мэйнардом Фергасоном. Майлз, однако, больше его на запись никогда не приглашал.
В Париже, где Майк поселился, у него был подвальчик, куда он спускался порычать на тромбоне. В Лютеции он участвовал в записях того, что получило название «Acid Jazz»… Майк скончался от болезни крови в апреле 2010 года…
Вернемся, всё же, к «Close Enough For Love». Это голос Тони Беннета, которому в августе исполнилось 86 лет. Беннет получил премию за «Лучший альбом популярного вокала» в 2006 году, но этот сегодняшний альбом, «Искусство Романса», он записал в 2004-м. Не смотря на солидный возраст, Тони не поет, как это с ним случалось, речитативом. Знатоки могут возразить: причем здесь джаз? Этот крунер поет в эстрадном стиле! Тут я должен заступиться за ветерана: Тони Беннет пел в оркестрах Каунта Бейси и Дюка Эллингтона, с Руби Браффом, Бобби Хакеттом, Натом Эддерли, Хёрби Манном, Зутом Симсом, Элом Коном и с оркестром Вуди Хэрмэна. Но для джаз-фанов самое главное, это то, что записал диск-дуэт с Биллом Эвансом:

Tony Bennet & Bill Evans - My Foolish Heart – 4:47 (The Tony Bennett - Bill Evans Album – Fantasy)

ДС: «My Foolish Heart», «Мое глупое сердце» Неда Вашингтона и Виктора Янга. Тони Беннет – вокал, Билл Эванс – рояль. Этот студийный альбом был записан в 75 году для «Fantasy». Второй диск-дуэт Эванса и Беннета вышел в 77 году под названием «Снова вместе», «Together Again». Три года назад оба альбома, объединенные вместе, вышли на компактном диске всё той же фирмы «Fantasy». Именно в этих дуэтах Тони Беннет подчас близок к речитативу, так как Эванс выбирал медленные, если не затяжные стандарты, в которых привычное для Беннета скольжение, певучесть – отсутствовали.
Тони Беннет появился на свет 3 августа 1926 года в Астории, Квинс, Нью-Йорк. Его настоящее имя Энтони Доменик Бенедетто. Отец Тони был бакалейщиком, иммигрантом из Калабрии, а его мать - швеёй. Она родилась уже в Нью-Йорке, но ее родители так же были иммигрантами из Калабрии.
Ваш ДС иногда навещает крошечный ресторанчик рядом с Пантеоном. Хозяин и повар, причем повар чудеснейший, про которого говорят страшные вещи, так же выходец из Калабрии. Когда я его спрашиваю: - В Калабрии такая же крутая мафия, как в Неаполе и на Сицилии? - он пожимает плечами и говорит: - Не чисть чеснок, когда жаришь, бросай в масло прямо в шелухе. Получается конфетка.
Я попробовал и с ним согласился.


ДС - Что ж пора озвучить список призеров Шестидесятого опросного конкурса еженедельника «Downbeat». Мария Шнайдер завоевала три первых места: как бандлидер, как композитор и как аранжировщица. Весьма рыжая и весьма талантливая Мария Шнайдер родом из Уиндома, Миннесота, ей 51 год, но только до 27 ноября. В 83 году она получила диплом миннесотского Университета, где она училась на музыкальном факультете. В 85 году она получила второй диплом, на этот раз Истманской школы музыки. Одновременно она училась на музыкальном факультете Университета Майями. Гил Эванс взял ее к себе в оркестр на роль ученицы-аранжировщицы. С 86 и по 91 год Мария Шнайдер была аранжировщицей в оркестре Боба Брукмайера. Она собрала собственный оркестр в 93 году и, в течение пяти лет, еженедельно выступала со своим оркестром в Гринвич Вилладже в Нью-Йорке в клубе «Visions». Первым успехом оркестра Марии Шнайдер была премия «Grammy» 2004 года, полученная за альбом «Концерт в саду».
«Дни Вина и Роз» Харольда Арлена в исполнении оркестра Марии Шнайдер вы услышите после напоминания:
вы слушаете «Время Джаза» на волнах «Свободы» или же с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в Париже – ваш ДС

Maria Schneider Orchestra - Days Of Wine And Roses – 8:43 (Maria Schneider Orchestra - Days Of Wine And Roses – ArtistShare)

ДС: «Days Of Wine And Roses», «Дни Вина и Роз» Харольда Арлена, оркестр Марии Шнайдер, соло на альт-саксофоне Чарльза Пиллоу. Запись двухтысячного года.
Расстанемся мы под первую джазовую скрипку этого 2012 года. Если знаменитый скрипач Жан-Люк Понти занял третье место, второе получил Марк Фельдман, на первом скрипачка из Детройта кузина саксофониста Джеймса Картера – Реджина Картер. Отец ее работал на заводе Форда, а она девочкой-подростком уже играла в симфоническом оркестре города. Вот ее импровизация на тему композиции Луиза Бонфа «Утро карнавала»:

Black Orpheus (Manha De Carnaval) – 5:22 (Regina Carter - Paganini After A Dream – Verve)

ДС: «Manha De Carnaval», «Утро Карнавала» бразильского композитора Луиза Бонфа. Реджина Картер – скрипка; Борислав Струлев – виолончель; Вернер «Вана» Гайриг – рояль; Крис Лайткап – контрабас; Олвестер Гарнет – ударные. Запись сделана для фирмы «Verve» в 2003 году.
На этом мне остается лишь произнести – au revoir и напомнить наш сетевой адрес: svobodanews.ru. Всех вам благ, удачной и веселой недели, чао, бай-бай!

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG