Ссылки для упрощенного доступа

Бывший мэр Владивостока Виктор Черепков - о саммите АТЭС


Виктор Черепков
Виктор Черепков
1 августа мэр Владивостока Игорь Пушкарев на торжественной церемонии открыл мост для движения автомобильного транспорта на остров Русский, где в сентябре состоится саммит АТЭС. 2 июля премьер Дмитрий Медведев уже открывал мост через пролив Босфор Восточный, однако на следующий день мост снова закрыли, сославшись на необходимость завершения строительных работ. Строительство моста обошлось казне в 32, 5 миллиарда рублей.

У этого проекта было немало критиков, в том числе бывший мэр Владивостока и бывший кандидат на пост президента России Виктор Черепков:

- Это проект типа потемкинской деревни, предназначенный только для саммита. Они отказались от проекта моста, который в 2,5 раза дешевле, а по надежности и эффективности в 4 раза выше, лишь только для того, чтобы как можно больше загнать туда денег и получить как можно больше откатов. И это подтверждено проверками. Но это только надводная часть, подводных коррупционных составляющих еще много. С точки зрения эффективности вложения денег в экономику страны и Дальнего Востока, это приблизительно как БАМ, такая же затратная, бесхозная и неэффективная затея. Пока строили эти мосты и ремонтировали фасады только там, где будет проезжать группа участников саммита, вся экономика Приморья рухнула: потому что, кроме федеральных вложений, там была немалая сумма из региональных средств. Эти деньги были извлечены из социальных статей, ассигнований на аграрный сектор и других направлений, что резко подорвало экономику. Сейчас, когда построены эти мосты, начнется массовая безработица. Больше 50 процентов безработных будет, когда запустят объекты саммита. Вот цена этих мостов.

На остров Русский после саммита переедет Дальневосточный университет. Это вообще самоубийственно и бесхозяйственно, никогда не будет отдачи от этого огромнейшего университета. У нас был недогруз лабораторий и преподавательского состава по вузам, причем вузы серьезные, со столетней историей, они были недозагружены почти на 30 процентов, а в некоторых на 40 процентов. Студентов у нас не более 60 тысяч. Теперь мы еще построили 100 тысяч квадратных метров площадей для университета, но где? На острове Русском. Спрашивается, зачем? Для того чтобы из Владивостока по этому мосту двинулось 100 тысяч с утра, а потом 100 тысяч обратно, а еще нужно 30 тысяч преподавателей и обслуживающего персонала. А теперь представим, что мы не будем их возить туда-сюда ежедневно, мы их оставим там. Кампус, общежития и так далее. Для этих 100 тысяч нужна инфраструктура, спортивные и развлекательные комплексы. Это молодежь, это не старички, которые пойдут грибы собирать и по лесу гулять. Если мы там размещаем 130 тысяч, а это маленький город, это значит полиция, медицинские учреждения, социальные и прочие структуры. Зачем? Во Владивостоке в мою бытность мэром уже было 800 000 населения, а с военными почти миллион. А сегодня 615 тысяч, освободилось огромное количество площадей. 300 тысяч уехали; в основном, это бизнесмены, они оставили свои производственные площади, коттеджи, многоквартирные жилищные объекты.

Если бы университет построили, допустим, в Твери, то близлежащие города, конечно, поставляли бы студентов. Но кто поедет из европейской части во Владивосток, кто поедет из Сибири, где огромное количество учебных и научных учреждений? То есть, это деньги, которые никогда не дадут отдачу. А уж Театр оперы и балета на улице Басаргина, до которого надо добираться от центра целый час, а то и больше, если пробки! Дорога, которая построена по побережью самого отдаленного гнилого угла, где даже растительности нет туманов ядовитых, там деревья только с одной, и, как ни странно, с северной стороны: все съедает туман. И чтобы выехать из города на эту дорогу, надо минимум 10-15, а то и 20 километров ехать другими дорожками и тропками. Вот какой абсурд. Хотя дорога должна была идти по берегу Амурского залива и напрямую на Русский. Эта дорога должна была быть построена в течение года, а такими темпами и с такими деньгами она вообще могла строиться полгода. Но самое главное – затраты в 20 раз были бы меньше. Для того, чтобы попасть на новую дорогу, мы должны время тратить, бензин, моторесурс. А другая дорога сразу на Русский сокращала почти в 3 раза все эти составляющие. Ну разве это от ума?

Радио Свобода продолжает следить за тем, что происходит на Дальнем Востоке.
XS
SM
MD
LG