Ссылки для упрощенного доступа

От Большого террора - к беспамятству


11-го августа в Петербурге проходит акция, посвященная 75-й годовщине Большого террора, оставшегося в народной памяти под именем "37-го года" и "ежовщины".

Акция, посвященная памяти жертв Большого террора, в Петербурге проходит по инициативе местного отделения движения "Солидарность". "С лета 1937 года и до конца 1938 года, – сказано в открытом письме организаторов этой акции, – по политическим обвинениям были арестованы 1 миллион 700 тысяч человек. Более семисот тысяч были расстреляны. Миллион советских граждан был отправлен в лагеря ГУЛАГа… Но эти факты сегодня сознательно вытравливаются из народной памяти и заменяются мифом о великом и могучем советском государстве, а уроки той трагической эпохи современным российским обществом не осознаны и не усвоены."

11 августа в 13 часов на набережной Робеспьера к памятнику жертвам политических репрессий будут возложены цветы, а в 14 часов у Соловецкого камня на Троицкой площади участники акции проведут митинг памяти жертв репрессий. Сопредседатель политсовета петербургской организации движения "Солидарность" Иосиф Скаковский объяснил Радио Свобода, почему именно в этот день в Петербурге проводится акция, посвященная 75-й годовщине Большого террора:

– Конкретной даты, с которой можно начать отсчитывать Большой террор, нет. Это лето, конец июля – начало августа 1937 года. 11 августа – это то время, когда Большой террор начал набирать силу, когда пошли плановые указатели. Кроме того, в 2012 году это суббота, – день, когда люди не на работе, когда они могут прийти и принять участие в этой акции. Почему общественно-политическая организация "Солидарность" выступила с этой инициативой? Речь идет о событиях достаточно далеких – 75 лет, но пережитое остается в крови нашего общества. И одновременно пережитое вытесняется из сознания нашего общества. Целый ряд вещей имеет свои корни именно в этой эпохе. Мы уже говорили об управляемом правосудии. Это судья, который твердо знает, что он выполняет политическую волю, и воспринимает это как норму. Это окончательно оформилось в 30-е годы и не преодолено по сегодняшний день. Это отсутствие осознания ценностей человеческой личности. Все разговоры про великую державу, про победу в войне и так далее звучат в ответ на цифры миллионов погибших. Нам как бы говорят: ну и что, зато... Обесценивание человеческой жизни, конечно, не преодолено в общественном сознании по сегодняшний день, – уверен Иосиф Скаковский.

С трагических 37-38 годов прошло уже 75 лет, но историки до сих пор не могут воссоздать список всех советских граждан, которые попали под молох сталинских репрессий. По мнению члена правления международной организации "Мемориал" Владимира Шнитке, сегодня, похоже, можно сказать, что составить такой полный список репрессированных уже не удастся:

– У нас было желание полностью воссоздать список всех репрессированных. Но я думаю, уже сейчас видно, что, скорее всего, это совершенно нереально. Сейчас "Мемориал" собрал пофамильную базу данных, опубликованную в Интернете, – на 2 миллиона 600 тысяч имен. Готовится следующая партия к включению. Но очень трудно сейчас это все собрать, потому что часть данных осталась в союзных республиках. В свое время был единый Союз, а когда разделились... с большим трудом и с большим опозданием мы получили эти данные с Украины, и то далеко не все, очень мало получаем данных из среднеазиатских республик. Мне кажется, что 2 миллиона 600 тысяч, которые нам удалось собрать, – это четвертая, может быть, даже пятая часть того, что должно быть. Архивисты "Мемориала" и историки (теперь уже подключилось очень много молодых историков) пытаются разобраться в архивных материалах. Данные будут все время обновляться. У нас будет следующее издание этого диска. Но удастся ли всех собрать – я не представляю, как это можно сделать.

Владимир Шнитке с тревогой говорит о том, что сегодняшняя российская молодежь совершенно не представляет не только размах репрессий тех трагических лет, но часто вообще не представляет себе о чем идет речь, – и в этом, во многом, виновата нынешняя российская власть:

– Старая истина: государство, которое забыло свою историю, не может существовать. Приведу примеры. Несколько лет назад 30 октября, когда у нас в стране отмечается День жертв политических репрессий, меня пригласили на одну из радиостанций. Там был открытый эфир, я рассказывал, чем вызван этот памятный день нашей истории. Так совпало, что это был рабочий день. Позвонил учитель истории из школы и сказал: "Сегодня 30 октября. У нас сегодня в школе обычный учебный день. И я подготовил урок истории, хотел его целиком посвятить политическим репрессиям. Я подготовил учебный план, пошел согласовывать к завучу, завуч послал меня к директору. А директор сказал: "Нет, не надо. Уже столько на эту тему говорили!.." И мне не разрешили провести этот урок истории". Это один пример – подход директора и завуча школы. А это было три года назад.


Второй пример. Солженицын специально заказал дешевое издание книги "Архипелаг ГУЛАГ", которую он попросил подарить каждому из тех, кто прошел ГУЛАГ. Она была издана большим тиражом. Мы из Москвы привезли свою часть для Петербурга и Ленинградской области. И в Петербурге мы все довольно быстро раздали – списки есть, и в этом не было большой проблемы. А в области была проблема, потому что область все-таки довольно большая, и транспорта у нас не было. И те книги, которые были предназначены для жителей Ленинградской области, которые прошли ГУЛАГ, у нас зависли. Они довольно долго лежали. А областная комиссия по делам и восстановлению прав реабилитированных не стала распространять эти книги. В конце концов, я решил отдать их в школы. Наш библиотекарь пошла на ежемесячное собрание всех библиотекарей школ Петербурга, где им рассказывают, какие книги за этот месяц вышли, происходит комплектование школьных библиотек. И она там рассказала, что у нас лежит 2 тысячи экземпляров книги "Архипелаг ГУЛАГ", которые мы готовы бесплатно отдать. В то время в Петербурге было 600 школ. Вы знаете, сколько приехали за этими книгами? 12! Больше никто за этой книгой не пришел, хотя в тот год Солженицын был введен в школьную программу. И ни в одной школьной библиотеке не было ни одной книги Солженицына. То есть если мы не расскажем детям о том, что произошло, все уйдет с нами. Может быть, это политика руководства страны. Путин неоднократно высказывался, что надо учить молодое поколение не на темных, а на героических страницах истории. И это приводит к страшному провалу исторической памяти в головах у молодых людей, – уверен Владимир Шнитке.

Примечательный факт: администрация Петербурга отказалась согласовать планировавшееся "Солидарностью" шествие представителей демократических, правозащитных организаций города от памятника жертвам политических репрессий до Соловецкого камня.
XS
SM
MD
LG