Ссылки для упрощенного доступа

Авторские проекты

Опыт Финляндии - от беженцев до деревни Деда Мороза


Радио Свобода продолжает цикл репортажей о зарубежных программах развития регионов. В этот раз речь пойдет о Финляндии.

В Финляндии единственной, по сути, общегосударственной региональной программой стала начатая в 1940-ом и продолженная в 1944 году программа расселения по стране более 400 тысяч беженцев с Карельского перешейка и Приладожской Карелии - территорий, захваченных Советским Союзом в ходе Второй мировой войны.

Беженцы составляли примерно 13% тогдашнего населения всей Финляндии. В подавляющем большинстве это были сельские жители, имевшие собственные хозяйства. Эту особенность необходимо было сохранить, предоставив им в новых районах проживания участки, пригодные для ведения сельского хозяйства, отмечает финский историк Туомо Полвинен в многотомной монографии о послевоенном премьер-министре и затем президенте страны Юхо Паасикиви. Для реализации программы переселения в 1940 году был принят специальный закон.

Сельскохозяйственные наделы выделялись беженцам, во-первых, из государственных земель, во-вторых, за счет добровольно предоставленных крупными землевладельцами участков своих земель, в-третьих, за счет принудительного отчуждения участков с выплатой их владельцам небольшой компенсации, и в четвертых, за счет, так сказать, поднятия целины.

Расселенных в городах беженцев было немного. Им выделялись участки городских земель и оказывалась финансовая помощь - в частности, в виде гарантируемых государством кредитов на строительство одноэтажных домов и обзаведение всем необходимым. Многоквартирных домов в городах для них не строили. Координацией всей программы переселения, завершившейся в основном в 1946 году, занимался специально созданный отдел Министерства сельского хозяйства.

Программа расселения была программой помощи людям, вынужденным покинуть родные места, однако появление столь большого для Финляндии количества новых жителей в том или ином районе, безусловно, оказывало немалое влияние на его развитие.

Вообще же в Финляндии любые проекты, затрагивающие интересы всего населения страны или, как минимум, значительной его части, выдвигают соответствующие министерства. Для начала идея должна получить одобрение правительства, после чего проект представляется на рассмотрение парламента. В Финляндии даже часы работы магазинов определены законом, поскольку это касается розничной торговли по всей стране. Представлению проекта в парламент предшествует широкая общественная дискуссия по вопросам, которые он затрагивает.

Однако некоторые проекты, не являющиеся общенациональными, как например строительство новых мощностей атомной энергетики, тоже проходят через парламент. Так, законодатели одобрили в 2002 году проект строительства нового реактора на АЭС в Олкилуото на западном побережье Финляндии. Затем среди частных компаний был проведен тендер на строительство, которое продолжается и до сих пор. Роль государства в этом проекте сводится теперь лишь к контролю качества работ.

Вопросы регионального развития решаются в Финляндии на местном, самом нижнем уровне, так как фактически самая мелкая самоуправляемая административно-территориальная единица - кунта (нечто вроде волости) - является главной во всем, что происходит на ее территории. Кунты, по закону, настолько самоуправляемы, что даже президент Финляндии, согласно Конституции, не может вмешиваться в решения, принимаемые местными властями.

Закон, в частности, обязывает местное самоуправление финансировать на территории соответствующей кунты школы, детские сады, систему медицинского обслуживания (поликлинику, больницу), уход за стариками и инвалидами и многое другое из собственного, местного бюджета. Их формируют сами кунты, наделенные для этого правом облагать своих жителей собственным коммунальным налогом. В кунтах побогаче он ниже, чем в более слабых, и в среднем составляет примерно 17% от текущих доходов местных жителей. Но есть и такие кунты, где он достигает 21%.

Существует в Финляндии и общегосударственный подоходный налог, все сборы от которого поступают в государственный бюджет. Его средства, в свою очередь, могут выделяться тем или иным кунтам лишь в экстренных случаях. Государственный подоходный налог зависит от размера годового дохода и пересматривается налоговым ведомством отдельно для каждого налогоплательщика ежегодно - исходя из его дохода в прошлом году. Если доход вырос, повышается и ставка налога. У миллиардеров он может составлять до 60%.

Отношения государства с кунтами строятся по линии соответствующих министерств. Например, правительство Финляндии дало в 2010 году принципиальное согласие на прокладку газопровода из России в Германию "Nord Stream" – часть его маршрута проходит по дну Финского залива в пределах экономической зоны Финляндии, вдоль побережья юго-западной провинции Варсинайс-Суоми. Однако экологическое ведомство провинции затребовало от российско-германского консорциума дополнительные сведения о соблюдении экологических требований. И только тогда, когда эти данные были представлены и сочтены достаточными, согласие национального правительства вступило в силу.

Для привлечения новых инвестиций сами кунты, даже в самой глубинке, организуют различные мероприятия, способные привлечь участников и туристов не только из других районов Финляндии, но и из разных стран. Так проведение в северо-восточной провинции матчей по футболу на болоте превратилось в популярное первенство мира, как и броски на дальность старых моделей мобильных телефонов. Международную популярность снискал и чемпионат по перетаскиванию мужчинами на себе женщины, для чего в деревне Сонкаярви была построена специальная километровая дистанция - с барьерами и водной преградой.

Примеров таких неформальных соревнований можно привести немало, и, как оказалось, они привлекают тысячи болельщиков и участников. Всем надо где-то ночевать и питаться, им необходимы современные средства коммуникации и транспортная доступность – а все это зависит от предприимчивости местного самоуправления и бизнесменов. В результате даже в самых дальних уголках страны постепенно формируется то, что и принято называть инфраструктурой.

Широкую международную известность получили устраиваемые ежегодно уже десятки лет в финской глубинке фестивали камерной и фольклорной музыки, театральный фестиваль в Савонлинна или кинофестиваль в Соданкюля - местечке в Лапландии, в котором менее 10 000 жителей. Однако здесь был построен международный аэропорт, обслуживающий часть обширной Лапландии. Строительство этого аэропорта было делом исключительно местных властей совместно с национальной авиакомпанией Finnair.

Ярким примером удачных региональных проектов в Финляндии, в которых государство участия не принимало, является Деревня Деда Мороза (Santa Claus Village), построенная на Северном полярном круге в Лапландии, примерно в 10 км от города Рованиеми. Хотя, согласно финской легенде, место постоянного проживания настоящего Деда Мороза находится в Корватундури, вблизи финско-российской границы. А расположенная примерно в
350 км западнее деревня Деда Мороза является его рождественско-новогодней резиденцией, куда в гости к нему приезжают из самых разных стран мира десятки тысяч детей с родителями и родственниками.

В этой деревне, все постройки которой деревянные, Дед Мороз в большом зале своей резиденции, сидя на невысокой сцене с камином, принимает детей, беседует с ними на разных языках, приглашает к себе на сцену, чтобы сфотографироваться с ними. В деревне можно покататься на санях, запряженных оленями, поиграть в снежки с рождественскими гномами в красных колпачках, роль которых добровольно исполняют окрестные школьники. В деревне есть также рестораны, кафе, магазины сувениров и особая "Почта Деда Мороза", откуда можно на языке отправителя и с желательным для него текстом отправить письмо Деда Мороза и куда со всего мира ему прибывает огромное количество писем от детей.

Плата за письмо от Деда Мороза зависит от языка, на котором требуется его написать, но в среднем - 10 евро. В деревне постоянно проживают лишь работающие здесь люди, ибо почта, магазины, рестораны и кафе открыты круглый год.

Тысячи приезжающих туристов расселяются в 10 километрах южнее деревни - в столице Лапландии Рованиеми. Здесь построены современные отели и международный аэропорт, обычное количество рейсов в который увеличивается под Рождество сразу втрое.

Деревня Деда Мороза успешно существует уже десятки лет - еще в 1948 году ее посетила вдова президента США Элеонора Рузвельт, отправившая из местной почтовой конторы восторженное послание домой.

Многие финские специалисты, к которым я обращался с вопросом, почему в Финляндии нет государственных программ развития регионов, полагают, что в условиях рыночной экономики такие программы, финансируемые из госбюджета, просто не нужны. Государство может помочь разве что с кредитами, да и то это, скорее, дело банков.

А Хелена Йохансон, консультант Союза кунт Финляндии, отмечает, что сложившаяся в стране система базируется на принципах общеевропейского Устава местного самоуправления. Он определяет местные органы управления как одну из основ демократического общества, так как они располагают полнотой власти на своей территории. Кстати, отмечает Йохансон, еще в 1998 году этот устав ратифицировала и Россия.

Добавим в заключение, что международная организация Transparency International определяет Финляндию как одну из наименее коррумпированных стран мира. Например, в рейтинге 2007 года она занимала первое место, а в нынешнем - второе среди 183 стран. Это подразумевает, что средства, выделяемые где-либо в Финляндии на тот или иной проект, расходуются по назначению.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG