Ссылки для упрощенного доступа

Голосуя против бумажника


Александр Генис
Александр Генис
22 октября в 23 часа по московскому времени в программе Александра Гениса – Нью-Йоркский кинофестиваль: от ортодоксов до авангарда; марсоход и космическая гармония; «Как работает музыка».

Деньги, особенно чужие, – увлекательная тема, ибо они, как говорил Бродский, являются пятой стихией. В терминах такой натурфилософии доход, казалось бы, определяет выбор кандидата на президентских выборах. Но это просто не так. Что бы ни руководило избирателями, материальные интересы отнюдь не являются решающими. Американцы очень часто голосуют «против своего бумажника». И это ставит под сомнение идею классовой борьбы на президентских выборах.

В. Абаринов. Президентская пара – Барак и Мишель Обама – позиционирует себя как выходцев из низов общества – в отличие от кандидата республиканцев, который родился, что называется, с серебряной ложкой во рту и никогда не знал нужды. Подразумевается, что президент, знающий на собственном опыте, что такое бедность, протянет руку помощи бедствующим американцам, а его соперник только и думает о том, как сделать богатых еще богаче.

В американской политической культуре этот стереотип называется log cabin – бревенчатая хижина. Первые президенты США были людьми состоятельными, рабовладельцами и плантаторами. В 1836 году на пост президента избирался от партии вигов генерал Уильям Генри Гаррисон. Его избирательная кампания вошла в историю как «кампания бревенчатой хижины и крепкого сидра»: Гаррисон якобы родился в бедной семье и тонким винам предпочитал яблочный сидр. На самом деле Гаррисон был сыном крупного плантатора и губернатора Вирджинии.

Образ бревенчатой хижины использовался в президентских кампаниях еще не раз. Но практика показывает, что между происхождением президента и его делами прямой связи нет. Так Франклина Рузвельта называли «предателем своего класса» – потомственный богач, он в годы Великой депрессии создавал за счет государства рабочие места для безработных, а самым яростным критиком его социальной политики был проигравший ему рано осиротевший сын деревенского кузнеца Герберт Гувер.

А также 22 октября в 23 часа по московскому времени в программе "Поверх барьеров. Американский час":

50-й Нью-Йоркский кинофестиваль

В Нью-Йорке завершился юбилейный – 50-й – кинофестиваль, который справедливо считается центральным событием в культурной жизни нашего города. Во многом успех фестиваля связан с директором фестиваля Ричардом Пенья, который после 25-летней работы только что заявил о своей отставке.

А. Генис. На этом фестивале не вручают наград. Почему?

Р. Пенья. В нашем обществе и без того слишком много конкуренции. Мне кажется неверным оценивать произведения искусства, как, скажем, игру бейсбольных команд.

А.Генис. Какими открытиями больше всего гордится Нью-йоркский фестиваль?

Р.Пенья. Для меня главным достижением фестиваля была вера в таких режиссеров, как Жак Риветт и Жан Люк Годар, когда они уже перестали быть широко популярными. В 70-е годы фестиваль открыл Америке новое немецкое кино: Фассбиндер, Вернер Херцог, Вим Вендерс – все их фильмы пришли в Соединенные Штаты через наш фестиваль. В более недавние времена Нью-йоркский фестиваль открыл Америке новое китайское и иранское кино.

А.Генис. Какую главную цель ставит перед собой фестиваль?

Р.Пенья. Мы видим фестиваль мостом между миром «арт-фильмов» и коммерческим прокатом. Мне ненавистна мысль о том, что карьера фильма завершится фестивальным просмотром. Мы хотим, чтобы все фестивальные фильма пошли в широкий прокат по все стране. Это, конечно, очень трудно. Мы - все-таки не рынок, а витрина мирового кинематографа. Однако наш пример показывает, что и у этих фильмов есть своя аудитория.

А. Генис. Что Вы скажете о кино постсоветской России?

Р. Пенья. Я скажу, что в России живет величайший из ныне живущих режиссеров – Алексей Герман. Мое восхищение им безгранично. Мне чрезвычайно понравилась его последняя картина "Хрусталев – машину". Я знаю о той эпохе только то, что читал о ней, но Герман сумел запечатлеть ее так отчетливо и ярко, так визуально выразительно, что мне кажется, я сам жил в то время. Я уверен, что рано или поздно мы, зрители, нагоним эту картину.

Музыкальное приношение:

– Марс, или Музыка сфер;

– Книжная полка. «Как работает музыка»;

– Волков рекомендует: Билл Фриселл.
XS
SM
MD
LG