Ссылки для упрощенного доступа

Восточная Европа и коммунизм


Фрагмент обложки книги Энн Эпплбаум
Фрагмент обложки книги Энн Эпплбаум
В американском издательстве Doubleday опубликована книга журналистки Энн Эпплбаум "Железный занавес: сокрушение Восточной Европы. 1944 - 1956 годы". Она посвящена становлению коммунистических режимов и политике Советского Союза в странах Восточной Европы после окончания Второй мировой войны. Эпплбаум не впервые пишет о России. В 2003 году она получила Пулитцеровскую премию за книгу "Гулаг: паутина большого террора". С ней беседовал корреспондент РС в Вашингтоне Владимир Дубинский.

Существенное влияние Советского Союза на политику стран Восточной Европы продолжалось более сорока лет. За это время народы это региона стали свидетелями таких исторических событий как Венгерское восстание 1956 года, возведение Берлинской стены в начале шестидесятых, "Пражская весна", закончившаяся в 1968 году введением войск стран Варшавского договора в Чехословакию, возникновение в Польше объединения "Солидарность" в 80-х. События, о которых говорится в книге Энн Эпплбаум, разворачивались раньше. Свое решение сосредоточиться именно на периоде с 1944 по 1956 годы она объясняет так:

- Эта книга о "сталинизации" Восточной Европы, о насаждении советской тоталитарной системы в регионе, отличавшемся, до прихода к власти коммунистов, изобилием разных политических взглядов. Период, который я описываю, начинается с освобождения Советской армией стран Восточной Европы в конце войны и завершается смертью Иосифа Сталина и началом первых крупных восстаний.

- Вы уделяете основное внимание трем странам: Восточной Германии, Венгрии и Польше. Почему Вы выбрали именно их?

- Я их выбрала потому, что они отличались друг от друга, и они по-разному пережили войну. Восточная Германия была частью нацистского государства. Венгрия находилась где-то посередине, будучи то вольным, то невольным союзником Германии. Польша была оккупирована Адольфом Гитлером, а затем воевала против него. Но и до Второй мировой войны история этих стран была разной. Меня заинтересовал тот факт, что, несмотря на все эти различия, – культурные, лингвистические, политические, к 1950 году со стороны казалось, что упомянутые государства стали очень похожи одно на другое. Мне было интересно узнать, как именно Советской армии и НКВД удалось так быстро эти страны изменить.

- В предисловии к книге Вы отмечаете, что одна из ее целей – подробнее изучить историю тоталитарных государств и методов, используемых диктаторами для подавления. Какие уроки можно извлечь из истории советского влияния в Восточной Европе?

- Советское руководство верило в мощь пропаганды и рассчитывало, что если ему удастся взять под контроль радио - а тогда радио было главным инструментом коммуникации - оно сможет склонить на свою сторону массы. Особый интерес Советский Союз проявлял к любым общественным объединениям, причем не только политическим партиям, а даже таким, как футбольные клубы или шахматные секции, и почти с самого начала эти организации постигли репрессии.

- Несмотря на то, что Советский Союз тщательно готовился к расширению своего влияния в Восточной Европе, вы пишете, что поначалу здесь сохранялись разные политические партии, частное предпринимательство и свободная пресса.

- Существовала уверенность, что рано или поздно советская идеология станет популярной, поэтому были проведены свободные выборы в таких странах как Венгрия, Восточная Германия и Чехословакия. Коммунисты искренне верили, что их кандидаты победят. Ведь они руководствовались марксисткой идеологией, согласно которой сначала должна произойти буржуазная революция, а вслед за ней - революция коммунистическая. Они верили, что рано или поздно рабочий класс поймет, что именно он играет решающую роль в истории. Но этого не произошло. Промосковские кандидаты не победили, и для советского руководства это было шоком. После этого Москва поняла, что ее кандидаты будут проигрывать и в будущем. Свободным выборам был положен конец.

- Вы пишете, что вскоре после оккупации Советский Союз приступил к этническим чисткам в Восточной Европе. Кто пострадал больше всего?


- Речь шла о создании гомогенных государств. Основными жертвами стали немцы. В Потсдаме было достигнуто соглашение о выселении немцев с территории других восточноевропейских государств, в частности из Польши и Чехословакии. Но этнические чистки в тот период были гораздо более изощренными и масштабными, чем нам кажется ныне. Речь шла о перемещении миллионов людей. Хочу подчеркнуть, что, во-первых, во многих странах этот процесс осуществляли местные компартии, а во-вторых, местное население приветствовало депортацию немцев, и это рассматривалось как достижение коммунистического режима. На самом деле этот процесс сопровождался жестокостями. Из Польши, например, депортировали всех немцев – и тех, кто сотрудничал с нацистами, и тех, кто нацистам противостоял бок о бок с польским сопротивлением. Второй крупной этнической чисткой был фактический обмен между поляками и украинцами. Когда польская граница с СССР была продвинута на запад, многие поляки остались на территории Советского Союза, а украинцы - на территории Польши. Совершить обмен оказалось не так и просто. Многие поколениями жили в своих деревнях и городах, и они не хотели покидать родные места. Против них были применены угрозы и сила. Между поляками и украинцами даже возник открытый вооруженный конфликт, о чем остальному миру было практически ничего неизвестно.

- Несмотря на все репрессии, Советский Союз нашел в Восточной Европе союзников, которые с готовностью сотрудничали с ним и принимали участие в этих репрессиях. Эти люди руководствовались политическими убеждениями, или были оппортунистами, которые благодаря сотрудничеству с Москвой хотели оставаться у власти?

- Мне кажется, среди них были и те и другие. Конечно, одни были оппортунистами, но другие по-настоящему верили в то, что делали. Это не свидетельствует о том, что они были хорошими или нравственными людьми. Ведь можно сказать, что нацисты тоже были людьми убеждений и верили, что их политика была единственно правильной. В Восточной Европе тоже верили в коммунизм, подчеркивая его научную обоснованность Карлом Марксом. Эти люди были идеологами, но это не мешало им одновременно быть политическими оппортунистами. Они полагали, что если придерживаться партийной линии и сохранять тесные связи с Москвой, то они получат власть и удержат ее в своих руках.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".
XS
SM
MD
LG