Ссылки для упрощенного доступа

Наблюдатель на выборах Николай Мейнерт: «Украина сохраняет все особенности постсоветского пространства»


Подсчет голосов в Киеве
Подсчет голосов в Киеве
За выборами на Украине следили несколько тысяч международных наблюдателей. Они зарегистрировали сотни технических нарушений в процессе голосования, которые, по заявлениям наблюдателей не оказали существенного влияния на исход политической кампании. Об опыте работы наблюдателей на Украине РС рассказал журналист и политический комментатор Николай Мейнерт. На выборах в Верховную Раду Мейнерт, работавший в Днепропетровской области, представляет международный экспертный центр по электоральным системам (ICES).

– Выборы в целом прошли без нарушений и применения административного ресурса, об этом в некоторой степени свидетельствует и результат. Если бы правящая партия заметно злоупотребляла своими возможностями, она бы все-таки не допустила такого снижения своей популярности. Выборы оставили неплохое впечатление как по своей организации, так и по возможностям участвовавших в кампании сторон высказать свое мнение. Это не идеал, конечно, есть масса всяких замечаний, но – с учетом восточноевропейской специфики, специфики бывших территорий Советского Союза – все выглядело вполне приемлемым.

Вы как наблюдатель зарегистрировали какие-то нарушения?

Вопиющих нарушений в нашем присутствии, конечно, не было. У нас были различные мелкие замечания. Например, то нововведение, о котором очень много говорят на Украине – видеокамеры. Можно было наблюдать трансляцию практически со всех избирательных участков по территории страны. Некоторые видеокамеры располагались так, что теоретически можно было допустить: они позволяют просматривать то, что происходит в кабинах для голосования. Мы специально попросили включить мониторы, для того, чтобы оценить направленность камеры. Камеры не показывали происходящего в кабинах, но психологически избиратель мог подозревать, что за ним следят. В одном очень спорном регионе, где баллотировались два кандидата (оба от Партии регионов), у избирательных участков за грош продавали всякие булочки, таких пунктов было развернуто около 40. Все это наблюдатели оценили как попытку заигрывания с избирателем. На одном из специализированных участков в психиатрической больнице выстроилась дикая очередь: люди толпились, не могли попасть внутрь. Это не самые хорошие условия для голосования. Но такого уж ярко выраженного использования административного ресурса – по крайней мере, накануне выборов и в день выборов – нам констатировать не пришлось.

Работе наблюдателей чинили какие-то препятствия?

– Вполне нормально. Мы были в окружной избирательной комиссии одного из районов. Мы были на очень большом количестве участков. Везде на любой вопрос председатели комиссии отвечали, находили для нас время.

Вы недавно следили за ходом избирательной кампании в Грузии. Сравните, пожалуйста, грузинские и украинские политические условия.

– В Грузии мы были с миссией мониторинга накануне выборов. Мне сложно говорить о том, что происходило непосредственно в процессе выборов, в день выборов в Грузии. Но если говорить о кампании в целом - совершенно очевидно, что в Украине все это выглядело гораздо более приемлемо.

- Что самое важное, на ваш взгляд, в итогах этих выборов?

– Они привели к довольно странной ситуации. Победила, судя по всему, Партия регионов. Но и представители оппозиции выглядят довольными, поскольку считают, что итоги голосования – проявление общего критического отношения к курсу правящей партии. Считается, что в пользу «правящей линии» в данном случае выступают две партии – это Партия регионов и входящая с нею в некое политическое содружество Компартия. Оппозиционный блок оценивает свои силы суммарно – Объединенная оппозиция, партия "Удар" Виталия Кличко и "Свобода", которая тоже, как считается, будет выступать против Партии регионов. Неизвестно, правда, насколько такое соединение разных политических направлений окажется функциональным на практике. На парламентское большинство оппозиция не может претендовать в силу организации выборной системы: Партия регионов - все-таки первая по результатам, она получит больший процент от голосов избирателей тех партий, которые не прошли в парламент, да еще есть и голосование по мажоритарным округам.

Украинские обозреватели говорят о том, что избирательная кампания была очень грязной, грешила безбрежным популизмом...

– Я уже сталкивался с подобными проблемами. Например, мне приходилось участвовать на президентских выборах в качестве наблюдателя в Азербайджане в 2008 году. Сами выборы проходили, с моей точки зрения, достаточно чисто, но чтобы понять всю ситуацию, нужно было анализировать события за месяц, за два, за полгода. Потому что велась тщательная работа по созданию определенного имиджа кандидата правящей партии и устранения с политической сцены самых опасных конкурентов. Украина в этом отношении тоже небезгрешна. Но сейчас я – наблюдатель на выборах, выборы в целом прошли нормально.

Вы работали в Днепропетровской области, в Днепропетровске это вотчина Партии регионов. Каковы ваши впечатления?

– Мне кажется, позиции Партии регионов здесь несколько ослабли. И сама Партия регионов ожидала, что ее преимущество здесь будет более ощутимым. Я бы отметил несколько интересных эпизодов в политической борьбе – например, выдвижение в одном из округов представителей Партии регионов, одного официального и одного самовыдвиженца. Все остальное было в рамках ожидаемого. Все-таки у Партии регионов в восточных областях страны есть основания рассчитываться на достаточно внушительную поддержку.


Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы «Время Свободы» читайте на странице «Подводим итоги с Андреем Шарым»

XS
SM
MD
LG