Ссылки для упрощенного доступа

Военный эксперт Игорь Коротченко: «Министр обороны передоверился своему окружению»


Министр обороны Анатолий Сердюков, прежде занимавшийся мебельным бизнесом в Петербурге, считается выдвиженцем из самого ближнего окружения Владимира Путина. С именем Сердюкова связана радикальная реформа российской армии и военного ведомства, вызвавшая, как известно, заметное недовольство в генеральских кругах. Ключевая точка столкновения интересов разных финансовых групп влияния - распределение громадных средств военного бюджета и распоряжение военным имуществом. Поэтому среди версий отставки Сердюкова - и романтическая теория о поражении реформатора, не понятого военными, и теория о проворовавшемся чиновнике, ставшем участником коррупционных схем. О версиях отставки Анатолия Сердюкова размышляет военный аналитик, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.

- Заговора генералов против министра в России быть не может: генералитет обязан выполнять приказы, никакими самостоятельными функциями в определении целей и задач, стоящих перед Министерством обороны, генералитет не обладает и не будет обладать. Россия - не латиноамериканская хунта, а государство, где установлен гражданский контроль над вооруженными силами, в котором президент назначает и смещает министра обороны. Речь идет о том, что принять соответствующее кадровое решение Владимира Путина вынудил общественно-политический резонанс вокруг дела "Оборонсервиса". Я полагаю, что Сердюков как министр обороны со своими задачами справлялся успешно, об этом говорилось со всех трибун на протяжении последних нескольких лет.

- Где ошибся Сердюков и в чем он ошибся?

- Главная ошибка министра состояла в том, что он слишком многое передоверил своим подчиненным и тем структурам, которые создавались для решения задач перевода Вооруженных сил России на аутсорсинг. В условиях одногодичной срочной службы армия должна быть освобождена от всех видов хозяйственных работ и должна заниматься исключительно боевой и физической подготовкой служащих. Сердюков многое сделал для армии: произошло заметное повышение денежных окладов и заработных плат военнослужащих, получены огромные деньги на перевооружение армии и флота. На каком-то этапе Сердюков передоверился подчиненным, и это, очевидно, стало причиной громкого скандала.

- У некоторых экспертов сложилось ощущение, что кампания против "Оборонсервиса" и получилась такой громкой, поскольку отчасти была направлена лично против Сердюкова. Пресса писала о том, что во время обыска в в квартире у одного из фигурантов дела "Оборонсервиса", бывшего руководителя департамента имущественных отношений Министерства обороны Евгении Васильевой, вместе с ней застали и министра. Таких случайностей не бывает. Есть ли основания полагать, что министра хотели подставить, что, банально говоря, он стал жертвой какого-то заговора?

- Ситуация развивалась так, как развивалась. Хотелось бы надеяться, что с приходом нового министра страсти улягутся, и следствие по делу «Оборонсервиса» будет работать беспристрастно. Но при этом важно не помнить: безусловно, у нас есть другие, не менее вопиющие факты махинаций с государственным имуществом, в том числе махинаций с имуществом оборонно-промышленного комплекса. Например, за 10 лет пребывания господина Игоря Ашурбели во главе ПО "Алмаз", это наш головной разработчик системы комплексов ПВО, предприятие потеряло более 100 объектов недвижимости, которые находятся в собственности офшора на Британских Виргинских островах. Если мы начинаем системную борьбу с коррупцией в России, то хотелось бы, чтобы следствие не занималось кампанейщиной, а, помимо "Оборонсервиса", занялось бы в том числе недвижимостью "Алмаза".

- Это только подтверждает теорию о том, что Сердюкова подставили, и его отставка - скорее результат какой-то политической комбинации, может быть, в верхах Минобороны, чем стремление наказать коррупционеров. Не случайно, может быть, следствие занялось именно «Оборонсервисом»?

- Я не думаю, что Министерство обороны причастно к возбуждению этого дела. Скорее, можно говорить о силах, которые находятся за пределами Минобороны. 20 триллионов рублей, выделенные на перевооружение армии и поставленные на кон - это огромные деньги, и очевидно, есть много влиятельных структур, которые хотели бы контролировать распределение и освоение этих средств. Сердюков нанес удар по нескольким крупным коррупционерам в системе гособоронзаказа, а это достаточно богатые, влиятельные, обладающие финансовыми ресурсами люди.

Подчеркну еще раз: мы рассчитываем на объективность следствия. Главное, что это дело не осталось единичным фактом, чтобы оно не стало кампанией, направленной на кадровые перестановки в военном ведомстве. Необходимо системное очищение России от коррупционеров. В системе государственного оборонного заказа мы имеем вопиющие факты коррупции, и Сердюков с ними боролся. Очевидно, та же задача будет стоять перед Шойгу.

- Сердюков считался ставленником Владимира Путина. Понятно, что Путин лично принимал решение об отставке Сердюкова. Почему? Накопилось слишком много компромата на министра или было оказано давление на самого Путина, как вы считаете?

- На Путина невозможно оказать давление, это самостоятельный человек в принятии всех важнейших решений. Просто он как практик принял такое решение из-за сложившейся ситуации. Развитие этой ситуации ударилось бы прямо по президенту.

- Каковы перспективы пребывания на посту министра обороны у Сергея Шойгу?

- Шойгу - очень опытный, авторитетный военачальник, хороший администратор-практик. На посту министра по чрезвычайным ситуациям он зарекомендовал себя исключительно с позитивной стороны. Я думаю, как практик он будет относиться и к ходу дальнейших преобразований армии. Назначение Шойгу будет встречено позитивно в армии и на флоте.

- Не свидетельствует ли назначение Шойгу, который только что «утвердился» в губернаторах Подмосковья, об отсутствии кадрового резерва в Кремле?

- Ситуация вокруг «Оборонсервиса» развивалась очень динамично, поэтому срочно понадобился адекватный человек во главе Министерства обороны, и выбор пал на Шойгу. Естественно, это внеплановое назначение, обусловленное резонансностью дела и ситуацией в целом.

- Вы рискнете предположить, чем окончится дело о коррупции и теневых операциях вокруг "Оборонсервиса"?

- Мне хотелось бы верить, что дело будет расследовано объективно и чтобы за этим коррупционным делом последовали новые дела. Потому что факты вопиющие есть, и если следствие будет закрывать глаза на других коррупционеров, то общество потеряет доверие к власти.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы «Время Свободы» читайте на странице «Подводим итоги с Андреем Шарым»
XS
SM
MD
LG